«Джип широкий», «кабан», «кукурузер», «бумер» — об этих полумифических именах знают даже дети, начитавшиеся этих ваших интернетов и историй из лихих времен. К счастью, уцелевшие в перестрелках автомобили теперь гордо стоят в сервисах или задумчиво гниют на улицах, а их молодые потомки блестят значками в стеклянных стенах автосалонов. В багажнике Grand Cherokee уже четвертого поколения теперь возят не странные шевелящиеся мешки, а мирные покупки из гипермаркетов, их владельцы больше не занимаются «бизнесом».
Jeep Grand Cherokee появился в 1992 году и встал в тогда еще нестройный ряд семейных внедорожников (или SUV, Sport utility vehicle) повышенной комфортности. Падающая популярность классических американских универсалов и продолжающаяся экспансия маленьких японских друзей (никакого расизма, Джордж) дали дорогу иному типу машин. Зачем вам нужна связка из крупного вагона (привет, Ford Country Squire) и ржавого пикапа, если можно получить все и сразу в одном комфортабельном внедорожнике с большим багажником, полным приводом и высоким клиренсом. Он проедет по разбитой дороге от сельского дома до кинотеатра, а хозяину не будет стыдно припарковаться на улице имени Линкольна в столице штата.
С годами SUV все больше отходили от корней, теряли ведущие колеса и постепенно превратились в нечто подходящее даже для европейцев с их странной тягой к компактности и экономии ресурсов.
Grand Cherokee следовал моде, но своим путем. За четыре поколения машина сильно изменилась внешне (остались только вертикальные прорези на решетке радиатора), но в глубине своей сумрачной механической души осталась все тем же джипом — наследником армейского виллиса. На нем все еще можно заехать в глубокую топь и застрять далеко в поле, но надо ли оно нам?
Для любителей грязевых ванн есть Wrangler, солидные же господа ограничиваются пробой лесных дорожек к виноградникам в Краснодарском крае и легкой четырехколесной прогулкой по пляжу в Тоскане. Да, бампер сделан легкосъемным, а при помощи переключателя Selec-Terrain между сиденьями можно выбрать какой-нибудь особо подходящий песку или снегу режим — но лучше уж махнуть, например, в Париж.
Благо автомобиль с пневматической подвеской хорошо чувствует себя на прямой, и даже на дороге среднерусского качества едет с невозмутимостью капотного тягача.
Грузовое впечатление усугубляется высокой посадкой и неплохим обзором. Это особо радует в городе, ведь всегда можно заглянуть вон за ту легковушку и узнать, кто же там плетется в левом ряду.
Ускорение на машине с мотором Pentastar V6 (3,6 литра, 286 сил), на которой прокатился журналист «Газеты.Ru», — спокойное, плавное, без рывков, но и без толчка в спину, которого иногда так не хватает. Есть и два других двигателя — еще одна V-образная «шестерка» объемом 3,0 л (238 сил) и классический V8 для модели SRT (о нем позже). Все модификации комплектуются восьмиступенчатой АКПП.
Маршрут тест-драйва пролегал где-то между Владимиром и Суздалем. Краткий пеший забег по Боголюбскому женскому монастырю, белокаменная Церковь Покрова на Нерли, а оттуда уже к древнему суздальскому кремлю. Небольшой полувнедорожный участок прошли легко, пожалев жителей соседней деревни, которым приходится красться по этому пути на легковом транспорте. Пара прыжков, залитая водой стеклянная крыша, чудовищная музыка по местному радио из динамиков — что ж, суровая лесная романтика может быть и без гитар у костра.
Спустя несколько минут подобной езды автомобиль особой серии в честь 75-летия марки в дополнение к своему маскировочному темно-зеленому цвету принял оттенок маскировочной земли, а из теплого салона не хотелось вылезать наружу в пока еще чистых кроссовках.
Кстати о салоне: на передних креслах с кучей регулировок удобно сидеть как пилоту, так и штурману. В свою очередь, сзади пассажиры размещаются на кресле, лениво возложив голову на подголовник: любителям пристально смотреть на дорогу придется наклоняться вперед. Еще один небольшой минус — на дверях установлены модные нынче подлокотники, за которые нельзя яростно ухватиться (нет необходимых отверстий для пальцев рук). Каких-то заметных проблем с эргономикой за пару дней теста заметить не удалось, все быстро находилось в нужных местах.
Наденем сапоги и осмотрим старый добрый Grand Cherokee WK2 снаружи. Увесистые рубленые формы, маленькие хищные фары со светодиодными полосками — рестайлинг прошел уже три года назад, но внедорожник до сих пор выглядит вполне современно. Спокойный дизайн достоен флагмана — самой по-хорошему обычной модели марки. Ведь в нем нет ретростиля Wrangler и Renegade или странной инопланетности младшего брата — Cherokee.
Jeep Grand Cherokee в России предлагается в трех основных комплектациях: Laredo, Limited и Overland. Цена на первую стартует с отметки с 2,850 млн руб., сюда уже входят биксеноновые фары, двухзонный климат-контроль, электропривод сидений, медиацентр с шестью колонками и сенсорным пятидюймовым экраном, а также все системы безопасности. В Limited (от 3,215 млн руб.) появляется система помощи при парковке, подогрев сидений и руля, сабвуфер с усилителем и кожаный салон. Обе машины оснащаются двигателем V6 3,0 л (238 л.с. / 295 Нм).
Далее идет топовая гражданская версия Overland (от 3,745 млн руб.): двигатель V6 3,6 л (286 л.с. / 347 Нм), пневматическая подвеска, система Start-Stop (естественно, ее можно отключить), медиацентр с 8,4-дюймовым дисплеем, 20-дюймовые колесные диски, богатая отделка салона и другие радости жизни. Есть еще юбилейная модификация 75th Anniversary (от 3,915 млн руб.) для ценителей марки — особая окраска, затемненные диски и решетка радиатора — еще больше внедорожного шика богу внедорожного шика.
А теперь немного об SRT — пока что самом быстром Jeep и одном из самых быстрых внедорожников в мире. Легендарный V8 HEMI объемом 6,4 л, 468 лошадиных сил и 624 Нм при 4100 об/мин, спортивная подвеска и броская внешность — это действительно другой автомобиль под тем же брендом. Бархатистый звук атмосферного мотора, такой близкий и родной, ураганный разгон с любых разрешенных и не очень скоростей, неплохая для крупной и тяжелой машины управляемость и крепкие тормоза. SRT готов двигаться в тихоходном автобусном режиме, но стоит нажать на педаль, как он встает на дыбы и пулей уезжает в закат. Стоимость от 5,2 млн руб. обеспечивает узконишевой модели достаточно широкую нишу — у основных конкурентов Grand Cherokee спортивных модификаций нет, а премиальные или очень премиальные модели вроде BMW X5M или Range Rover Sport SVR стоят совсем других денег.
В конкурентах у Jeep Grand Cherokee серьезные ребята — Volkswagen Touareg, Toyota Land Cruiser Prado, Volvo XC90, Land Rover Discovery, но и этот некогда простой малый из Огайо не промах. У него громкое имя, он не забыл о корнях, все еще умеет шагать по дорогам и полям, да и обновляться не забывает.
«Джип широкий» дожил до четвертьвекового юбилея и всех нас еще переживет, если товарищ Ким Чен Ын не разнесет весь мир ракетами в труху.
И напоследок: на Нью-Йоркском автосалоне показали Grand Cherokee Trackhawk — с тем самым 700-сильным двигателем Hellcat, который мы помним по Challenger и Charger. Ждем этого жуткого зверя на дорогах, но лучше все-таки на закрытых трассах.