Проехав по дорогам Европы около восьми тысяч километров, от Москвы до Лапландии, далее через всю Швецию до Дании и Германии, навестив средневековый Брюгге, я не испытал никаких серьезных проблем в пути. Единственный недостаток — большая парусность из-за высокого клиренса, для российских дорог, как ни крути, необходимого. А так даже вынужденная ночевка в машине где-то под Стокгольмом не выбила меня из колеи: у отечественного автомобиля оказались удобные передние кресла. Хотя без сложностей в этом необычном автопробеге, конечно же, не обошлось.
Основная задача, которую надо решать всем желающим проехаться зимой по Европе, заключается в правильном выборе зимних шин. Дело в том, что на «шипах» можно доехать разве что до Прибалтики и Скандинавии,
а вот въезд в Польшу разрешен только на автомобилях, «обутых» в нешипованную резину. Запрет на шипы распространяется и на Германию, Чехию, Словакию, Венгрию и многие другие страны Старого Света. Так что же выбрать, если вы сначала планируете отправиться на север Финляндии, где большая часть дорог имеет снежно-ледяное покрытие, а потом поехать в Западную Европу, где снег и лед на дорогах можно и вовсе не встретить?
Очевидно, что для такого маршрута лучше всего подойдет фрикционная резина, но какая именно? Ведь выбор покрышек огромный! В нашем случае более половины представленных на российском рынке зимних шин можно вычеркнуть сразу. Дело в том, что зимняя резина бывает двух типов: альпийская и нордическая. Альпийская резина разрабатывается для мягких европейских зим, где температура редко опускается ниже –5°C, а вот арктическую производят специально для стран с суровым климатом (Россия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Исландия, Канада).
Выбрав в итоге нордическую резину, я выдвинулся из Москвы в сторону заполярного финского города Ивало. Границу с Евросоюзом решил «переходить» в городе Светогорске, который граничит с Иматрой. От Москвы сюда ехать 915 км — приемлемое расстояние для одного дня пути. Прямо перед таможней есть хорошая и недорогая гостиница, где вас накормят сытным завтраком.
В это время обычно на границе никого не бывает, кроме таможенников, разумеется. Предварительно оформив европейскую страховку еще на подъезде к Светогорску, оба пограничных перехода (российский и финский) я прошел минут за десять. Финны, как водится, даже не вышли осматривать автомобиль. Паспорт с шенгенской визой, документ на автомобиль, страховка — Tervetuloa Suomeen!
Но если все же кто-то соизволит к вам выйти, то готовьтесь к тому, что в первую очередь у вас могут проверить наличие радар-детектора. Здесь эти устройства находятся под полным запретом. Даже если детектор найдут в вашем багаже, то очень крупного штрафа и конфискации прибора не избежать.
Интересно, что сразу после въезда в Финляндию у вас создастся впечатление, что дороги каким-то чудесным образом отремонтировались, разметка нарисовалась, но главное — с трассы исчезла жидкая грязь, которая появляется в результате «топки» снега и льда реагентами. Здесь, в Суоми, дороги просто чистят, лишь в особо опасных местах подсыпая гранитную крошку, которую весной собирают и используют повторно следующей зимой.
Немного проехав на север, я увидел, что автострада заканчивается и после нее начинается живописная двухполосная дорога, покрытая льдом и укатанным снегом. Поначалу было немного страшно ехать по такой трассе на нешипованной резине, но, убедившись в том, что нордические фрикционные шины уверенно держат автомобиль, я ехал с комфортной скоростью около 100 км/ч, не сбавляя темп на поворотах.
Кстати, финны едут по таким заснеженным и заледенелым дорогам очень уверенно, поддерживая максимально разрешенную скорость.
Даже пожилые женщины умело держатся в потоке, не вызывая желания отправить их сидеть дома и варить лохикейто. Дело в том, что в Финляндии особое внимание уделяют практической части обучения вождению. Например, для получения водительского удостоверения здесь необходимо пройти летнюю и зимнюю практику. Причем практика здесь намного серьезнее той, что у нас в России. В Суоми надо научиться контролировать автомобиль в экстремальных ситуациях: управляемый занос, лосиный тест, экстренное торможение, езда змейкой по льду — это лишь малая часть испытаний, которым подвергаются ученики в автошколах. В России такой формат обучения пришелся бы как нельзя кстати. А то как снег выпадает, многие водители превращаются в неуправляемые пушечные снаряды.
Тем временем, двигаясь на север Финляндии в сторону города Рованиеми, я почувствовал, что заметно похолодало. И это стало проблемой для Lada Vesta, точнее, для ее климатической установки. Когда я выкрутил ручку регулятора температуры на максимум, в автомобиле стало жарко, а когда убавил обогрев салона на одно-два деления — холодно. Так и ехал всю дорогу по Финляндии, развлекаясь с кондиционером. Еще один недостаток климатической системы заключается в том, что шкала температуры в автомобиле монохромная и кроме как по своим субъективным ощущениям невозможно понять, с какого момента из воздуховодов начинает поступать теплый воздух.
Но это все досадные мелочи, которые не могут отвлечь от невероятно красивой зимней дороги: стройные ряды сосен, укутанные пышным снегом, синее небо и белоснежное покрытие трассы — настоящая зима, которой так не хватает в Москве и Московской области, где дорожные службы занимаются превращением чистого снега в жирную, склизкую грязь, которую очень сложно оттереть с лобового стекла автомобиля.
Однако за красоту, чистоту, ровные дороги и минимальный трафик приходится дорого платить — цены на бензин в Финляндии доходят до 1,5 евро за литр. Здесь, как и в большинстве стран Европы, выгоднее ездить на дизельных машинах, у которых и расход топлива ниже, и сам дизель на 20 евроцентов дешевле.
Хорошо, что Lada Vesta с двигателем 1,6 л и роботизированной коробкой передач оказалась достаточно экономичной, в среднем «съедая» 6 л 95-го бензина на 100 км. Кстати, производитель заявил расход бензина по загородной трассе на уровне 5,3 л на 100 км, но во время своего европейского тура на черной «Весте» приблизиться к этим показателям у меня так и не получилось.
Не получилось и «прохватить» по крупнейшему в мире шинному полигону White Hell на Lada Vesta, так как финны выдали мне подменные автомобили Audi RS4 и Golf VR6. Надо сказать, эти машины оказались чуть «живее», чем 106-сильный ижевский седан, и штурмовать замысловатые снежные трассы, проложенные на замерзших озерах, на них было очень весело. Конечно, к тестированию шин и автомобилей это развлечение имеет лишь опосредованное отношение: для этого здесь, на севере Финляндии, на территории 700 га (1129 футбольных полей) есть множество специализированных треков, включая закрытый ангар с постоянной температурой, где в течение 200 зимних дней тестируются 20 тысяч зимних шин.
После посещения White Hell темп поездки на Lada Vesta по Скандинавии и Европе заметно вырос. Немного ошибившись с расчетами, я был вынужден ехать всю ночь по двухполосной трассе на юг Швеции.
Здесь вскрылся еще один недостаток у автомобиля — это штатная мультимедиасистема с сенсорным экраном, которая находится в центре передней панели автомобиля. Что сразу бросается в глаза — избыточная яркость цветного экрана и подсветка комбинации приборов. Конечно, ее можно выключить, но тогда в машине пропадет звук и вы остаетесь в полной тишине, наедине с пустой ночной дорогой, снегом и звездами. Если вы все же решили остаться «на волне», то готовьтесь к тому, что радио в FM-диапазоне будет очень плохо ловиться, а качество звука будет очень посредственным. Так что если вы настоящий меломан, советую заранее позаботиться об установке новой мультимедийной системы. Благо вариантов на рынке предостаточно.
Именно в Швеции, ближе к южной части страны, дорога постепенно оттаивает и наполняется водой, условно обозначая границу нордической и альпийской зимы, если использовать терминологию автомобильных шин. На «шипах» здесь бы точно пришлось несладко. А вот фрикционная резина с такими резкими переходами зимы в осень и обратно справляется на отлично. Разумеется, в некоторых случаях «шиповки» окажутся более эффективными, но на протяжении многокилометрового маршрута по разным странам Европы нешипованная резина выглядит предпочтительнее.
До знаменитого Эресуннского моста, который в 2000 году соединил Скандинавию и Данию, я доехал лишь к восьми часам утра, выехав в это же время накануне.
За 24 часа я преодолел 2000 км, остановившись на трехчасовой сон где-то на одинокой шведской заправочной станции со смешным названием Preem. Сложно представить, если бы мне пришлось проехать это расстояние на Lada Kalina, например. Моя спина точно развалилась бы на части.
Что касается «Весты», то благодаря хорошо проработанной эргономике кресел и салона в целом такой изматывающий суточный марш-бросок сохранил во мне силы, которых, впрочем, едва хватило, чтобы проехать еще 1000 км до Гааги.
Но если вы все же заранее распланируете свой маршрут и будете двигаться в сторону Дании, то настоятельно не рекомендую сразу пересекать пролив Эресунн. Немного не доезжая до моста, можно съехать с трассы вправо в Мальмё (последний выезд перед Данией) и доехать до смотровой площадки, откуда открывается великолепный вид на это грандиозное инженерное сооружение (ориентир на maps.google — ресторан Luftkastellet).
Длина Эресуннского моста составляет 7845 м (от Швеции до датского острова Амагер). Затем дорога «ныряет» в туннель и проходит прямо под морским проливом. Эресуннский мост — самый длинный совмещенный железнодорожный и автомобильный мост в Европе.
А еще и один из самых дорогих в мире для проезда! Всего каких-то 48 евро за передвижение на легковом автомобиле.
При проезде моста вскрылась большая парусность Lada Vesta. Автомобиль настолько неустойчив при боковом ветре, что меня чуть не сбросило в море. И всему виной высокий дорожный просвет седана и растянутый в длину кузов. Понятно, что для российских дорог чем больше клиренс, тем лучше, но для любителей путешествовать на дальние расстояния, особенно по хорошим европейским дорогам, дорожный просвет 178 мм является чрезмерным. При движении на высокой скорости приходится постоянно корректировать траекторию автомобиля «ватным» рулем, а каждая встречная фура так и норовит выбросить вас на обочину.
Буквально через 100 км после Эресуннского моста на пути возникает еще более грандиозное сооружение — мост Большой Бельт, соединяющий датские острова Фюн и Зеландия. 18-километровый мост состоит из трех частей, средняя из которых подвесная. Выглядит все это невероятно! И если заранее озаботиться, то можно найти одну-две фототочки и сделать большое количество красивых фотографий. Кстати, стоимость проезда по Большому Бельту составляет 34 евро для автомобилей длиной более трех метров. Итого только на два моста за 100 км пути уходит 80 евро без учета бензина, который в Дании такой же дорогой, как и в Скандинавии.
В Германии бензин чуть дешевле, но «безлимитные» автобаны то и дело провоцируют вас на быструю езду, при которой расход топлива существенно увеличивается. При скоростном режиме 130–150 км/ч Lada Vesta начинает потреблять около 10 л 95-го бензина, что является настоящим расточительством.
К тому же ехать на отечественном седане быстрее 130 км/ч совсем не хочется — перестает ощущаться связь руля с дорогой. Все происходит как в компьютерной игре. Конечно, можно разогнаться и быстрее 150 км/ч, но это будет и опасно, и дорого.
Уровень бензина в баке тает на глазах при таких скоростях. Любопытный момент: шкала заполненности топливного бака у Lada Vesta размечена не как у всех «1 – ½ – 0», а «1 – 0,5 – 0». Что такое 0,5? Бутылка водки? Половина от какого-то объема всегда обозначается как ½, а не как 0,5. Кстати, емкость топливного бака машины составляет 55 л.
После Германии начинается зажиточная Голландия, где цены на топливо еще выше, чем в Дании и Скандинавии: стоимость бензина на автостраде составляет 1,6 евро за литр. Немного дешевле можно заправиться в Бельгии, но, чтобы найти 95-й бензин по цене 1,25–1,3 евро за литр, надо съехать с автострады. Кстати, здесь много автозаправочных комплексов работают без операторов.
Но не спешите ими пользоваться, ведь, как только вы вставите свою кредитку в специальный аппарат на топливной колонке, на ней «заморозят» 150 евро, даже если вы заправите 10 л. Возвращения разницы придется ждать около двух недель.
А эти деньги вам точно понадобятся в Брюгге, в уютном средневековом фламандском городе, который и стал конечной точкой моего европейского блиц-путешествия на Lada Vesta. Несмотря на то что центр города отдан на откуп пешим туристам, движение на автомобилях здесь не запрещено. Выехав утром, можно спокойно пофотографировать машину на фоне башни Белфорт, городской ратуши и живописных домиков на каналах, не нарушая законов. Интересно было наблюдать за местными жителями, которые внимательно рассматривали Lada Vesta во время импровизированной фотосессии в центре Брюгге. Отечественный автомобиль не потерялся на фоне одного из самых красивых европейских городов. «Весту» не стыдно показать бельгийцам, впрочем, как и голландцам, немцам, датчанам, шведам и финнам.
Что касается непосредственно автомобиля, то глобальных замечаний к седану во время поездки не возникло.
Конечно, лично я бы предпочел механическую трансмиссию роботизированной — все-таки «робот» с одним сцеплением не может конкурировать с классической АКПП в плавности и логике переключения передач. С другой стороны, машина с «автоматом» будет расходовать больше бензина, да и динамика, возможно, пострадает.
Но главная претензия к «Весте» за все время скоростного пробега по Европе — посредственная аэродинамика, которая обусловлена среди прочего слишком высоким дорожным просветом. Так что тем, кого в целом удовлетворяет Lada Vesta, но хочется стабильности на высоких скоростях, надо дождаться выхода на рынок спортивной версии флагманского вазовского седана, у которого дорожный просвет будет уменьшен до 133 мм за счет переработанной подвески. Заодно можно будет и «немцев» по автобанам погонять. Если, конечно, не жалко денег на топливо.