Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

По России без стереотипов

Экспедиция по России на кроссовере Skoda Yeti

Совершать географические открытия в наше время довольно сложно. Но, отправляясь в путешествие, каждый из нас способен открыть много нового хотя бы для себя самого, главное — выбрать интересный маршрут. Компания Skoda этим летом организовала автопробег на кроссовере Yeti через всю Россию. Маршрут протяженностью более 40 тыс. км из Никеля в Магадан был проложен через 61 регион страны. Корреспондент «Газеты.Ru» принял участие в одном из этапов уникальной экспедиции.

Длительные автомобильные путешествия по России трудно назвать массовым явлением, хотя сейчас поездка через всю страну и стала намного удобнее и занимает заметно меньше времени, чем еще 10–15 лет назад. Но это если ехать напрямую. А если перемещаться не спеша, заезжая во все мало-мальски интересные места, то довольно быстро и бытовой комфорт, и скорость передвижения уходят на второй план, уступая место окружающему миру и людям.

Тем интереснее было принять участие в экспедиции «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со Skoda» на кроссоверах Yeti. Чтобы доехать от города Никеля, что на российско-норвежской границе, до Магадана, понадобилось 72 дня, а итоговый пробег превысил официально заявленный на 5350 км.

Наш этап трудно назвать самым экстремальным или экзотическим: за четыре дня предстояло проехать 1650 км из Горно-Алтайска в Красноярск, естественно, не забывая посмотреть по пути все самое интересное.

Рассказывая о Горном Алтае, нельзя не подчеркнуть удивительную, отчасти даже магическую привлекательность этого региона. Здесь еще нет пятизвездочных отелей и широкого спектра развлечений, но, пожалуй, это и к лучшему — сюда едут целенаправленно и отнюдь не за благами цивилизации. Жемчужиной Горного Алтая по праву может считаться Телецкое озеро.

Кристально чистая вода, живописные берега манят сюда любителей активного отдыха. Уезжать отсюда не хочется, удивительное спокойствие этих вод и безмятежные пейзажи сразу успокаивают и заставляют головы, особенно после Москвы, немного притормозить.

Наш путь лежит в Кемеровскую область, шахтерский край, уже далеко не такой голодный, как 90-е. Кто-то подумает, что никаких особенных достопримечательностей здесь нет, разве что местный губернатор Аман Тулеев, непрерывно занимающий свой пост с 1997-го, дольше, чем любой другой глава российского региона.

Но интересное начинается уже в Новокузнецке. Архитектура города приведет в восторг любителей сталинского ампира. Внушительные здания с огромными окнами по-хозяйски расположились на центральных улицах, а в самом центре раскинулся классический советский парк культуры и отдыха.

Кемерово, столица региона, выглядит уже не так колоритно с точки зрения городской застройки, зато в нем есть интереснейший Музей угля. Здесь подробно рассказано о нелегком шахтерском труде, а часть его экспозиции посвящена автономной индустриальной колонии Кузбасс. Мало кто знает, что вскоре после Октябрьской революции Кемерово стало настоящей меккой для искателей приключений и новой жизни. Американцы едва ли не тысячами садились на пароходы в Нью-Йорке и отправлялись в сердце таинственной Страны Советов, чтобы вместе с выходцами из различных европейских стран организовать трудовую коммуну.

Иностранцы смогли быстро наладить каждый этап производства, построить мини-городок со школой и всем необходимым. Сумев сделать огромный шаг вперед с точки зрения технического развития производства, приезжие были вполне довольны своей повседневной жизнью. И даже советская власть поначалу их не трогала. Удивительно, но здесь, в самом сердце страны, еще в конце 20-х годов прошлого века продолжал царствовать капитализм и СССР был лишь одним из акционеров этого предприятия. Все стало меняться к концу НЭПа.

Иностранцы начали все чаще сталкиваться с зарождавшейся советской бюрократией. Чего стоит хотя бы история с созданием школы. Благоустроенные туалеты для детей должны были быть построены внутри самой школы — в те времена для СССР это было в диковинку. Советские чиновники потребовали внести изменения в проект и среди прочего запретили подобную планировку, поэтому к школе пришлось пристраивать отдельные уборные. Постепенно столкнувшиеся с бесконечными придирками и давлением иностранцы начали покидать коммуну и возвращаться домой в свои страны. Самые наивные, те, кто продолжал верить в возможность все наладить и не уехал вовремя, сгинули в ГУЛАГе.

Судьба бывшей школы кемеровского рудника, созданной в 1927 году под руководством известного голландского архитектора Йоханнеса ван Локема, печальна. Ван Локем, который в те годы, как и многие его соотечественники, жил и работал в Кемерово, создал уникальное здание с комбинированным назначением — помимо школы, оно выполняло функции водонапорной башни. Нижняя часть дома построена из камня, а башня — из дерева, что является редчайшим симбиозом европейской архитектуры той поры и сибирских строительных методов. Сейчас судьба уникального сооружения заботит в основном лишь правительство Голландии — там оно признано важным архитектурным памятником. Таковым оно считается и в Кемеровской области, вот только реставрация объекта все никак не начнется. Причем финансовую составляющую Нидерланды готовы взять на себя, однако местным чиновникам даже такой вариант почему-то не нравится, и удивительное здание продолжает потихоньку разрушаться в ожидании компромисса от представителей двух стран.

Там же, на Кузбассе, нам удалось понаблюдать за тем, как работают знаменитые «БелАЗы». Самый грузоподъемный из них, БелАЗ-75710, является мировым рекордсменом и способен перевозить 450 т груза. Таких экземпляров в мире всего два, и первый работает на карьере «Черниговец»,

куда мы ненадолго заехали. Правда, сейчас уникальная машина с общей мощностью дизель-электрической силовой установки 4660 л.с. и топливными баками объемом более 5,5 т находится на профилактике, и увидеть ее не удалось. Но и менее грузоподъемные модификации, во множестве работающие на «Черниговце», производят невероятное впечатление. Многие детали, включая двигатель, трансмиссию, в этих машинах, конечно же, не белорусские, а сделаны крупнейшими европейскими производителями. В кабине все максимально автоматизировано, так что управлять таким гигантом не так уж и сложно.

В паре с «БелАЗами» здесь работают специальные краны марки P&H, которые загружают породу в кузов. Каждый такой кран напоминает многоэтажный дом, поражая своими размерами, на их фоне даже белорусские тягачи выглядят не так монументально. Краны производят в США, и каждый из них стоит не один миллион долларов. Оборудование настолько специфическое, что никакое импортозамещение благосостоянию американского производителя не угрожает. Со стороны работа крана и грузовика выглядит так: самосвал занимает позицию для погрузки и делает гудок, давая сигнал машинисту крана, что готов к погрузке. Она проходит очень быстро — гигантский ковш в три захода полностью заполняет кузов, после чего «БелАЗ» снова дает короткий гуд, сигнализируя о начале движения.

Одной из ярких особенностей дорог Кузбасса являются круглосуточные церкви. Они расположены рядом с крупными трассами и имеют неоновые вывески, которые ярко светятся в темноте. Нередко на церквях есть соответствующие надписи: например, «Поблагодари за дорогу», — намекающие водителям, что им нужно сделать, проезжая мимо храма.

В центре Томска, как оказалось, до сих пор сохранилось огромное количество старых деревянных зданий. Это не только частные постройки конца XIX — начала XX века, но и многоквартирные дома, и даже настоящие купеческие дворцы, поражающие своей изысканной резьбой. Многие дома в хорошем состоянии, но еще больше тех, которые требуют реставрации или хотя бы ремонта.

Следов ни того, ни другого не заметно, а значит, скоро многое из этой сокровищницы исчезнет.

Ехать по Сибири приятно: от Томска до Красноярска проложена отличная трасса, по которой даже официально можно ездить со скоростью 130 км/ч, что для местных, кажется, возмутительно медленно. Даже там, где скорость ограничена 110 км/ч, они предпочитают 140–150 км/ч, благо абсолютно ровная трасса с хорошим асфальтом при полном отсутствии камер и гаишников этому не препятствует. Наш Yeti здесь тоже не затерялся: никакого дискомфорта при длительных перегонах на скорости свыше 120 км/ч не наблюдалось, машина «тянет» легко, позволяя без нервотрепки совершать обгоны.

На подъезде к Красноярску мы посетили знаменитое некогда Ачинское военно-авиационное техническое училище имени 60-летия ВЛКСМ, которое в советское время было одним из крупнейших в стране центров по подготовке военных летчиков. Сейчас от былого величия не осталось и следа: здесь уже давно никто не летает. Впрочем, жизнь не угасла — на территории бывшего училища расположились кадетские классы.

Что касается автомобиля в целом, то обновленный Skoda Yeti, честно говоря, удивил. Я считал эту машину больше городской, оптимальной для поездок на рыбалку или дачу, но чешский кроссовер доказал, что способен на большее. Автомобилю за эти 72 дня пришлось преодолеть тысячи километров и по абсолютному бездорожью, и по гравийным насыпям. Благодаря полному приводу и клиренсу в 18 см Yeti справился со всеми испытаниями, правда, участникам экспедиции время от времени приходилось менять пробитые покрышки. А некоторые участники поездки в августе и вовсе столкнулись со снегопадом — такое в России, хоть и на Крайнем Севере, тоже бывает.

И несмотря на самые разные погодные и дорожные условия, участвовавшие в пробеге автомобили смогли преодолеть весь маршрут без единой поломки. Такой результат по плечу далеко не каждому внедорожнику и не может не вызывать уважения.

И это при том, что к сложнейшему путешествию их специально никак не готовили: комплектация у всех Yeti штатная, такую может купить любой желающий.

Тем не менее пространства внутри салона оказалось вполне достаточно, чтобы комфортно разместиться двум-трем пассажирам с багажом. Отдельно хочется отметить и большое количество различных опций, помогающих водителю в трудных дорожных условиях и способных исправить его ошибки, и безопасность — здесь сразу девять подушек.

До поездки я немного завидовал коллегам, которым выпали финальные этапы в наиболее отдаленных регионах нашей страны. Но, как оказалось, даже в густонаселенных и обжитых городах можно найти немало того, о чем даже не подозреваешь. Экспедиция Skoda показала, что длительные автопутешествия легко превратить из утомительных перегонов в увлекательное приключение, которое запомнится на всю жизнь — главное, подобрать правильный автомобиль, попутчиков и оставить все стереотипы и представления дома.

Новости и материалы
В банке рассказали о четырех «новогодних» схемах мошенников
Стало известно о повреждении инфраструктуры в Запорожье
Водителям назвали несколько способов применения крахмала в автомобиле
Водителям рассказали об ошибках, ведущих к поломке трансмиссии
Вучич предрек скорый запуск «Северного потока»
В Приморском районе Петербурга перекрыли улицу из-за загоревшейся машины
В Росавиации сообщили об ограничениях в работе аэропортов Волгограда и Астрахани
Москвичам рассказали о погоде 27 декабря
Законопроект о бесплатных продуктах в магазинах внесут в Госдуму весной
Госпитализированный актер Евгений Косырев находится в тяжелом состоянии
Президент Панамы переговорит с Трампом о будущем Панамского канала
В аэропорту Казани из-за ограничений задержаны три рейса
Опрошенные россияне назвали оптимальную для себя стоимость вина
Россиянам рассказали, как обезопасить себя от киберугроз в праздничные дни
Эксперт объяснил необходимость отключения WhatsApp на миллионах Android-смартфонов
Мужчины тратят денег на покупки в видеоиграх значительно больше женщин
Эксперты назвали признаки неоригинального iPhone
Стало известно, сколько россияне потратили на покупку подержанных авто за 11 месяцев
Все новости