В середине XVI века Европа, погрязшая под отблески инквизиторских костров в феодальных междоусобицах, с удивлением начала осознавать, что бывает оружие и получше, чем грубо выкованный железный лом весом в 10–15 кг. Японские мечи были настолько легкими и прочными, что даже посредственный боец мог рубиться ими много часов подряд, успешно уворачиваясь от медлительных тяжелых соперников и одним ударом разрубая их наискось от плеча до пояса.
Изготовление такого оружия было сродни магическому таинству — хороший экземпляр создавался вручную несколько лет, ведь он не просто ковался, а ткался из большого числа металлических пластин. Но и стоило такое произведение оружейного искусства баснословно дорого — иной раз как небольшой средневековый город.
Во второй половине XX века в оправившихся от послевоенной разрухи странах начался автомобильный бум: люди все меньше хотели ездить в кузовах грузовиков или давиться в автобусах и трамваях, и реальной мечтой был пусть маленький, скромный, но свой автомобиль. Американскую промышленность этот сегмент традиционно интересовал мало, а европейские заводы явно не справлялись с растущим спросом, что позволило японскому концерну Toyota удачно заявить о себе ровно полвека назад (в 1966 году) моделью Corolla.
Она в одночасье перевернула представление о том, какими должны быть даже недорогие городские машины —
лучшие самурайские традиции, веками выпестованные японскими оружейниками, изначально были заложены в ДНК этой модели, включавшей высокое качество изготовления, надежность, тщательную проработку даже мелких деталей. Вот только цена теперь стала более демократичной.
За первые четыре года, даже не успев доехать до европейских рынков, только в США и Австралии было продано больше миллиона экземпляров — оглушительный успех даже по нынешним временам. А ведь это был небольшой заднеприводной седан длиной всего 3,8 м, хотя и с полноценными четырехцилиндровыми моторами 1,1 л (60 л.с.) и 1,2 л (65 л.с.). И спустя всего девять лет объем выпуска Corolla превзошел эталон своего класса — Volkswagen Golf!
Российский потребитель впервые широко познакомился с Corolla в начале 90-х после падения «железного занавеса», когда на наш рынок хлынул поток подержанных авто из Европы и Японии.
Компактная недорогая «японка» (тогда это было шестое поколение модели с индексом Е90) ожидаемо пришлась по вкусу небогатому и неизбалованному покупателю,
а надежность этих машин была такова, что их до сих пор можно встретить на наших дорогах чаще, чем «Москвичи» и «Запорожцы».
1997 год становится очередной вехой для модели — теперь уже восьмое поколение (индекс Е110) становится самым популярным автомобилем в мире за всю историю (выпущено 22,65 млн экземпляров) и наконец-то начинает официально продаваться в РФ. Следующее поколение, вышедшее в свет в 2000 году (Е120), также пользовалось хорошим спросом, но вот потом новенькие Corolla стали мелькать на улицах российских городов гораздо реже…
Что же произошло? Упало качество? Нет. Из-за резкого роста курса валют неизбежно выросла цена, модель Corolla так и не начали собирать на российских заводах, и теперь она стала неконкурентной в своей традиционной нише «студентов и домохозяек» или, как еще любят говорить за океаном, «Corolla — машина для эмигрантов».
Нынешнее, 11-е поколение, увидевшее свет в 2013 году и получившее обновление летом 2016 года, для российского рынка представлено исключительно в «престижном» исполнении, в отличие от своих заокеанских сестер.
И действительно, если нельзя опустить цену, почему бы не сделать заявку на некоторую «премиальность» образа? В дизайне экстерьера явно прослеживаются элементы стиля старших моделей — агрессивное решение передней части в стиле обновленного RAV4 и водородной Toyota Mirai с широким воздухозаборником, задняя часть в стиле Camry c интересным решением хромированной полоски, заходящей на задние фонари.
На престижность работают и уменьшенные до 4 мм зазоры между кузовными элементами, и светодиодная оптика — обновление явно пошло на пользу, и силуэт Corolla «цепляет» даже при беглом взгляде на дорогах. Но в погоне за дизайнерскими изысками за грань разумного все же не перешли: количество хромированных деталей не доходит до уровня азиатского «китча» — нет ни хромированных ручек дверей, ни подножек, ни молдингов, а линия крыши над задними пассажирами оставляет достаточно места для комфортной поездки рослого человека.
Забегая вперед, стоит сказать, что такая внимательность к пассажирам проявляется и в компоновке спинки заднего сиденья: конструкторам удалось добиться удачного компромисса между комфортом и ее толщиной, благодаря чему она не выступает за уровень проема двери, что заметно увеличивает удобство посадки/высадки, с чем у машин этого класса традиционно существуют проблемы.
В салоне в первую очередь обращаешь внимание на возросшее качество отделочных материалов — теперь без всяких скидок это уровень «бизнес-седана».
Действительно эргономичный руль с обогревом, мягкий пластик, аккуратные и хорошо подогнанные хромированные и лакированные детали на панели, разве что чуть простоватая синтетическая ткань на сиденьях не дает замечтаться. К эргономике органов управления претензий никаких, регулировки присутствуют, даже стеклоподъемники наконец-то стали все автоматические, передние кресла имеют усиленные боковины и удлиненное сиденье (модификация для нашего рынка под типичный антропологический тип российского водителя — в рамках общей концепции Kainseikougaku, целью которой является воплощение пожеланий клиента в процессе создания продукта). Самые большие изменения пришлись на переднюю панель — в первую очередь в глаза бросаются круглые дефлекторы вентиляции по краям, в центре — новый кнопочный блок управления микроклиматом и полностью новый мультимедийно-навигационный комплекс с сенсорными кнопками (аналогичный можно уже увидеть и на пикапе Hilux).
За экран справа очень удобно подтыкать пластиковые карты, чеки от парковки и т.п., но следы от пальцев на нем самом, к сожалению, видны очень хорошо. Из отсутствующих даже на заказ опций стоит отметить обогрев заднего дивана — раз задумались над повышением комфорта, то эта неприятная мелочь выглядит весьма странно на фоне остальных элементов «зимнего пакета».
Из невидимых составляющих нельзя не отметить улучшенную шумоизоляцию и более энергоемкую подвеску, позволяющую быстрее передвигаться с полной загрузкой по «стиральной доске», которую нередко напоминают наши дороги. Обратной стороной стало ухудшение комфорта при проезде острых стыков, рельсов и люков.
Агрегатная часть осталась без изменений, так что обновленные Corolla быстрее не стали. Базовый вариант — двигатель рабочим объемом 1,3 л (99 л.с.) в паре с простой шестиступенчатой механической коробкой передач — брать, положа руку на сердце, для личного пользования не стоит — иначе за что вы выложите столько денег в кассу дилера? Эта модификация для корпоративных парков, прокатных контор и т.п.
Оптимальное сочетание — бензиновый атмосферник 1,8 л (140 л.с.) и вариатор Multidrive S.
Если хочется немного сэкономить, есть и третий вариант — 1,6 л (122 л.с.) и также вариатор Multidrive S. Несмотря на формально небольшую разницу в мощности и разгоне до 100 км/ч (+0,9 с), с 1,8-литровым двигателем ездить гораздо приятнее: при интенсивном движении по шоссе он зачастую расходует меньше топлива, причем, в отличие от менее мощного собрата, допускает заправку бензином марки А-92, так что в данном случае переплата за более мощный двигатель вполне себя оправдывает.
Средний расход топлива по анапским пробкам составил около 8,2 л на сотку.
Сам тойотовский вариатор этого поколения чертовски хорош: никаких рывков, дерганий, задержек, провалов оборотов двигателя ни на шоссе, ни в пробках — машина «идет» за педалью газа, позволяя водителю полностью сосредоточиться на дорожной обстановке. Многие неопытные покупатели напрасно опасаются этого типа трансмиссии, но, как показали опросы фокус-групп, эта боязнь относилась к прежнему роботу MultiMode, от которого теперь и следа не осталось.
Новая Toyota Corolla будет представлена в России в шести комплектациях: «Стандарт» (от 949 000 руб.) — с двигателем 1,3 л + 6МКПП, «Классик» (от 1 059 000) — 1,6 л + Multidrive S, «Стиль» (от 1 109 000), «Комфорт» (от 1 154 000), «Стиль Плюс» (от 1 208 000) и «Престиж» (от 1 295 000).
В базовой комплектации «Стандарт» уже присутствуют боковые зеркала заднего вида с обогревом и электроприводом, система головного освещения с автоматическим отключением Follow me home, антиблокировочная система (ABS) с системой распределения тормозного усилия (EBD), усилитель экстренного торможения (BAC), обогрев передних сидений, розетка 12 V для пассажиров первого ряда, мультифункциональное рулевое колесо, регулировка водительского сиденья в шести направлениях и регулировка рулевой колонки по вылету и наклону, кондиционер, складываемая в пропорции 60:40 спинка заднего ряда сидений, индикатор уровня омывающей жидкости.
В комплектацию «Классик» дополнительно к двум фронтальным подушкам безопасности для водителя и пассажира включены боковые подушки безопасности.
В комплектации «Стиль» в дополнение к перечисленному оборудованию доступны легкосплавные колесные диски с шинами 205/55 R16, передние противотуманные фары, аудиосистема CD/MP3/WMA с USB и аудиоразъемами (AUX), мультифункциональное рулевое колесо с кожаной отделкой и подогревом и задние электростеклоподъемники.
В комплектации «Комфорт» добавляются светодиодные задние фонари, антипробуксовочная система (TRC), система курсовой устойчивости (VSC), система помощи при подъеме по склону (HAC), 6 динамиков, 4,2» цветной многофункциональный дисплей на панели приборов, задний подлокотник с подстаканниками, сдвижной центральный подлокотник, электрообогрев лобового стекла в зоне стеклоочистителей, розетка 12 V для пассажиров второго ряда и шторки безопасности для всех рядов сидений.
Для комплектации «Стиль Плюс» дополнительно предусмотрены светодиодные фары ближнего и дальнего света, светодиодные дневные ходовые огни, камера заднего вида со статичными линиями разметки, 7.0» цветной многофункциональный TFT-дисплей на центральной консоли, мультимедийная система Toyota Touch 2, коммуникационная система Bluetooth и двухзонный климат-контроль.
И наконец, в топовой комплектации «Престиж» добавлены система бесключевого доступа в салон с запуском двигателя при помощи кнопки, передние и задние датчики парковки.
Недешево на фоне конкурентов, но истинные ценители японского качества и на этот раз получат свою четырехколесную катану.