— Нет, ну вы скажите, ведь это же просто Duster нового поколения, признайте!
— Это абсолютно другой автомобиль!
— Ну, послушайте…
Казалось, эта пластинка, заведенная нашим коллегой во время традиционной для всех выездных премьер вечерней посиделки, будет длиться вечно, лишь меняя вариации. Судя по тому, как умело отражал атаки представитель российского офиса Renault, у отдела маркетинга компании уже готов не один слайд с подробным разъяснением того, как убеждать клиента в уникальности и отличиях русской версии Kaptur от Duster.
Попробуем сделать это и мы.
Начнем с самого главного — с внешности. Kaptur красив. Он хорош собой, и это огромное достижение. Это более чем важно для марки, которая в сознании молодой поросли автомобилистов ассоциируется исключительно с угловатыми автомобилями, такими как Logan, который, если поскрести пальчиком по шильдику, вовсе даже не Renault, а румынский «дачник».
А что вы хотите, если выросло уже целое поколение, не помнящее ни красивого универсала Laguna, ни стремительных очертаний спортивного Alpine, ни роскоши уникального бизнес-хетчбэка (!) Renault Vel Satis? Для них Renault — это Logan, и точка.
После того как французы годами приучали публику, что у них есть какое-то тайное соглашение, по которому их машины делались так: «красивый дизайн — Citroen, спортивность и стильная «зубастость» — Peugeot, а Renault... ну, не тошнит и уже хорошо», увидеть воплощенный в серийной машине концепт Renault, сворачивавший своим ярким и стильным обликом на автосалонах шеи посетителям, — это не шаг, это прыжок. Да не просто, а самое настоящее балетное pas de chat.
Самая стойкая ассоциация с внешностью Kaptur — европейская провинция, солнечная и теплая.
Прованс, Каталония, да даже запретный ныне турецкий Мармарис! И увиденный мной впервые прошлым летом в Турции европейский на базе Megane и показанный в окрестностях Сочи российский — оба «Каптюра» смотрятся очень органично на дорогах приморского курорта, гравийке в горах или лесной дороге.
Конечно, технически наш Kaptur во многом представляет собой тот же Duster — это красивый новый кузов, «натянутый» на платформу Global Access, которая берет начало от платформы В0. Но в процессе превращения и обретения изящества многие технические составляющие претерпели изменения.
Прежде всего это изменения в силовой структуре кузова. В Renault утверждают, что у Kaptur полностью иная конструкция порогов и дверей, которые заходят на нижнюю поверхность кузова. В отличие от Duster (и от французского тезки) двери оснащены двойными и тройными уплотнителями по всему контуру проемов. Это призвано обеспечить чистоту порогов и дополнительный акустический комфорт — «шумки» в русском Kaptur больше, чем во французском Captur.
Отличия есть и в подвеске. Она, как и передний подрамник, была усилена для использования 17-дюймовых колес, недоступных для других соплатформенных моделей. Ряд изменений вызвал вопросы о ремонтопригодности. Так, из общения с техническими специалистами марки выяснилось, что от докучавшего зимой владельцам Duster скрипа втулок стоек стабилизатора поперечной устойчивости избавились радикально — теперь они закреплены методом вулканизации.
Кроме того, работая над подвеской в Renault, инженеры сосредоточились на комфорте. Отвечавшему за доводку Никите Гудкову пришлось немало поспорить с французами, настаивая на том, чтобы настроить подвеску на максимальное сглаживание ударов от поверхности. Результат подтвердил его правоту, и, сохраняющая чувствительность к мелким неровностям асфальта на приличной скорости, машина удивительно мягкая на сильном бездорожье.
Если к подвеске Kaptur вопросов нет никаких, то с силовым агрегатом и трансмиссией все не так радужно.
Специалисты Renault утверждали, что есть некоторые отличия от Duster и в настройках АКПП, но они, как мне показалось, не слишком помогли. С двухлитровым бензиновым атмосферником мощностью 143 л.с. агрегатирован все тот же унылый четырехступенчатый «автомат». В компании клянутся и божатся, что клиентам эта трансмиссия нравится и они ею довольны, но как можно быть довольным столь тупым и сумасбродным агрегатом, мне непонятно. Для 114-сильной версии с 1,6 доступна пятиступенчатая «механика», а осенью добавится и вариатор. Особых эмоций МКПП не вызывает, разве что хотелось бы третью передачу «подлиннее».
По мере подъема в горы и преодоления сложных участков пути становится понятным, что «автомат» живет собственными представлениями о требуемой тяге и передаче. Похоже, что только корпоративные правила не позволили сотрудникам Renault признать очевидное — сейчас эту коробку на новинку поставили от безысходности. Косвенное подтверждение в том, что в дальнейшем основной упор обещано сделать на версию 1,6 с вариатором. Этот агрегат позаимствуют у модели Fluence, предварительно доработав под моторный отсек Kaptur.
После двух дней езды с регулярным успешным преодолением бродов, грязевых канав и высохших каменистых русл горных рек (с клиренсом в 210 мм эти упражнения оказываются под силу практически любому водителю) естественным был вопрос: будет ли для автомобиля с такой хорошей проходимостью дизель? Но ответ был категоричен — нет и еще раз нет, ибо с ним машина будет дороже, а значит, должна предлагаться в другой нише. В той, где в фаворе у клиентов «автомат», которого у компании сейчас для этого автомобиля нет.
Фактически перед нами новая стратегическая модель компании, которая должна дать марке клиента, проходившего раньше мимо и которого невозможно было заманить «Дастером».
Поскольку если с внешностью бестселлера рынка бюджетных кроссоверов еще можно примириться, то отвращение, рождаемое зрелищем его интерьера, никакие скидки побороть не в силах.
Но вернемся к отличиям. Одно из главных — это интерьер. По сравнению с Duster салон Kaptur — шедевр. Даже стандартные кресла достаточно удобны. Пластик передней панели жесткий, но дизайн панели и блока приборов выполнен в соответствии с эстетическими пристрастиями здорового европейца.
И все же по дизайну салона Kaptur — это истинный француз. Не в том смысле, что изящен, как работы Антуана Ватто или Коко Шанель, а в том, что представление об эргономике... Ну, вот какое оно может быть у нации, до сих пор отказывающейся пользоваться словом «компьютер» и называющей это устройство «льординатёр»?
Ну кто, скажите, еще мог додуматься разместить кнопки борткомпьютера и круиза на тоннеле КПП почти под рычагом ручника или лишить музыкальную часть мультимедийной системы физических кнопок перемотки треков?
В результате при включенной навигации процесс пропуска трека выглядит так: выход из навигации в меню плеера, нажатие кнопки Forward на экране, нажатие кнопки возврата к «Карте». Сколько раз вы уже успели съехать в канаву или пропустить поворот?
Да и в целом качество системы MediaNav 2.2 весьма посредственное — монитор архаичный, а навигацию по меню назвать удобной может только человек, не державший в руках iPhone или HTC. Это какая-то помесь Alcatel с Huawei! Ее единственный плюс — габариты посадочного места, позволяющие легко отказаться от «оригинала» и установить китайский «андроид» с приличным качеством картинки и функционалом.
Но мелочи вроде специфического расположения кнопок Kaptur прощаешь.
Прощаешь потому, что автомобиль этот красив, а мы заждались красивых машин от Renault.
Прощаешь и потому, что можно было сколь угодно ругать Duster за интерьер, но факт остается фактом — это очень хорошо спроектированный автомобиль с неплохими внедорожными качествами и недоставало ему только изящества. И именно его он и обрел, перевоплотившись в Kaptur.
Что касается ценника, то Kaptur, который в конце апреля начали собирать на московском заводе Renault, будет доступен в трех комплектациях. В версии Life машина обойдется в 859 990 руб. Здесь доступен 1,6-литровый мотор, 5-ступенчатая механика, передний привод, кондиционер, аудиосистема. В комплектации Drive уже можно будет выбрать не только между двумя двигателями, но и разными трансмиссиями. Кроме того, доступен полный привод. Диапазон цен здесь составил от 919 990 до 1 099 990 руб. Верхняя комплектация Style предлагает три варианта оснащения по цене от 1 029 990 до 1 149 990 руб..
Продажи Kaptur в России стартуют 15 июня.