Мейнстримовый Land Cruiser для «молодой аудитории»? Японцам, может, и виднее, но по мне, приучать «поколение смартфонофилов» к рамным внедорожникам – все равно что заново внедрять дисковые наборники и звонить по межгороду через 07. Не понимаете, о чем я? Значит, и прелести рамной конструкции постичь будет непросто.
Впрочем, до настоящего бездорожья, на котором рамный LC200 просто обязан втоптать в снежную пыль любой «бесхребетный» кроссовер, еще далеко.
Пока у нас тут морозное екатеринбургское утро, температура –11 с прогнозом до –20 по Цельсию и черно-белый ряд внедорожников, взирающих на окружающую действительность видоизмененной оптикой. Полностью светодиодные, рассеченные пополам сверкающим лезвием декора фары выглядят, что и говорить, эффектно. Ради этого эффекта японцы не поскупились даже на новые штампы стальных крыльев и капота, профиль которого при взгляде из-за руля теперь напоминает целик (если кто не в курсе – это такая часть прицела, которую нужно совместить с мушкой, чтобы убить именно того, кого собираешься).
Помимо перечисленного, конструкторы изменили форму дверных ручек, молдинги на боковых дверях, почти полностью – верхнюю часть задних «ворот» и, конечно, бамперы. Получилось вполне узнаваемо, но несколько вычурно.
И в голове совсем уже завертелось обидное для всякого японца слово «Китай», но тут я вспомнил, как выглядят японские грузовики. Видели это нагромождение хрома и светотехники? Посмотрите – после этого даже китайские дизайнеры покажутся вам карлами лагерфельдами.
При разработке нового образа «двухсотки» дизайнеры решили две важные задачи – главный тойотовский внедорожник остался узнаваемым и совершенно непохожим на другие автомобили марки. В облике автомобиля нет и следа keen look – дизайн-концепции, которая определяет облик легковушек и кроссоверов с переплетенными овалами между фар.
Самые серьезные изменения претерпел интерьер. Кожаная отделка «как у «Лексуса», облагороженные линии, но самое главное – кнопки перестали прятаться от водителя по дальним углам, а сгруппировались и выстроились по ранжиру: сверху – экран, под ним – блок микроклимата, еще ниже – управление аудиосистемой, а вокруг селектора «автомата» – все, что касается вседорожных премудростей. Конечно, еще логичнее было бы опустить блок микроклимата в подвал, но и нынешняя метаморфоза сделала общение с «двухсоткой» намного приятнее.
Изменилась и приборная панель – дополнительные шкалы и стрелки разбежались по краям, освободив место цветному экрану с диагональю 4,2 дюйма – больше, чем у iPhone5.
И экран этот – единственное отличие между нынешней приборной панелью и комбинациями «восьмидесятки» и «сотки» – такое вот воссоединение классики с современностью.
В путь! Нам предстоит проехать около 300 км до Качканара, свернуть на грунтовки, проехать через несколько полузаброшенных поселений и напоследок взять штурмом безымянный перевал, чтобы к семи вечера оказаться на турбазе в окрестностях поселка Кытлым – это уже вполне себе Северный Урал с волками, глухими лесами и снегом, никогда не знавшим коммунального снегоуборщика.
Ну а пока я за рулем бензиновой «двухсотки» вливаюсь в утренний екатеринбургский трафик. И сразу до полусмерти пугаю какого-то парня на хетчбэке KIA Rio. А все потому, что в процессе рестайлинга Land Cruiser так и не научили трижды мигать поворотниками в ответ на покачивание рычага. Извиняюсь, продолжаю движение. Бензиновый V8 остался «при своих» (309 л.с., 439 Нм), так что он, как и прежде, едет, но и только. Гораздо интереснее проверить тормоза – диаметр передних дисков увеличили на 14 мм, что, как подсказывает геометрия, дает прирост площади на 8,5%. Вдобавок была перенастроена гидравлика, что, в теории, должно было «очеловечить» самую важную автомобильную систему, приспособив ее к городским условиям обитания.
Нельзя сказать, что усилия инженеров совсем уж ничем не увенчались, но тормоза – это по-прежнему самое слабое место «двухсотки».
Так что любителям использовать эти машины в качестве эскорта по-прежнему придется обращаться за помощью в тюнинг-ателье.
Зато доработка другой гидравлической системы – KDSS (Kinetic Dynamic Suspension System) – прошла более чем успешно. Подняв давление на 25%, инженеры серьезно уменьшили крены в поворотах и клевки при торможениях. Нет, спорткаром Land Cruiser, к счастью, не стал, но управлять им теперь гораздо приятнее.
Выезжаем на загородную трассу – в направлении Нижнего Тагила ведет весьма достойного качества четырехполосное шоссе. Приятная новость для любителей путешествовать – теперь «двухсотку» можно заказать с дополнительным 45-литровым топливным баком. 138 л бензиновому мотору хватит (в теории) на 1,2 тыс. км, на дизеле можно уехать еще дальше. Правда, почитателям «соляромоторов» придется выбирать между дополнительной емкостью для топлива и дополнительным окном в крыше. Если установить и то и другое, Land Cruiser окажется тяжелее нормативных 3,5 т. Дизель, кстати, прибавил в мощности (теперь это аккуратные 249 сил) и моменте (его увеличили до 650 Нм), а еще он удовлетворяет нормам «евро-5» и при этом не потерял тяги «на низах». В целом дизельная версия произвела более приятное впечатление вне зависимости от покрытия под колесами и скорости перемещения в пространстве.
Самое время проверить новые для «двухсотки» системы активной безопасности. Радарный круиз-контроль с программой предупреждения столкновений, система распознавания дорожных знаков и слежения за разметкой (последнее помогает делать выводы о бодрости водителя) – нареканий все это не вызвало, да и с чего бы? Для современных автомобилей ценой за 3 млн все это «маст-хэв». Так что «получили-расписались», проезжаем через Качканар и сворачиваем на заснеженную грунтовку.
Снежная пыль в лицо, видимость – едва до бампера впереди идущего автомобиля. Вспоминаю про обогрев ветрового стекла и начинаю нашаривать в поисках заветной кнопки. На центральной консоли? Нет. У левого колена? Тоже нет. У правого, где вообще без риска для жизни ничего не разглядишь? И там нет. Вопрошаю радиоэфир, понимая, что меня может услышать один из технических специалистов, – нет ответа. И инструкции – нет тоже.
Пришлось прибегнуть к методу «научного тыка» – нужная «кнопка» обнаружилась на третьем уровне меню. А пробраться туда, двигаясь на приличной скорости по грунтовке, совсем не просто.
Уже на следующий день я задал вопрос о злосчастной «кнопке» Такаки Мизуно – заместителю главного инженера проекта Land Cruiser 200. Оказалось, обогрев ветрового стекла – штука настолько экзотическая, что городить ради этой кнопки дополнительную проводку сочли излишне хлопотным. Бывает.
Кстати, «грунтовая» часть пробега показала, что, несмотря на повышенную «драйвабильность», плавность хода осталась весьма достойной.
Так что LC200, очевидно, и впредь останется любимцем менеджеров из разнообразных «нефтегазоскважинсков», которые проезжают по несколько сотен километров в день по маршруту «офис – буровая – еще одна буровая – опять офис».
Ну а нас ждет самая суровая часть маршрута – присыпанная свежим снегом колея – прокатанная через перевал дорога к деревне Кытлым. 60 км внедорожных развлечений с бродами, подъемами и спусками. Смеркалось.
Внедорожные способности «двухсотки» остались на том же уровне. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом «торсен» (его можно заблокировать принудительно), имитация блокировок, за которую отвечает система Multi-Terrain Select и внедорожный «круиз-контроль» с фирменным названием Crawl Control – он позволяет ползти по совсем сложным покрытиям, не допуская резкого увеличения тяги. После рестайлинга к этому «аппаратно-программному комплексу» добавились мультимедийные «игрушки» – система кругового обзора и так называемый «прозрачный капот», программа, которая «протягивает» изображение, помогая, например, пропустить между колесами камень или яму.
К полуночи навстречу нашей «микроколонне» из двух внедорожников вышел пешком Александр Дерюгин – организатор трофи-рейдов и джипер со стажем в четверть века. Внимательно посмотрев на нас, он сообщил, что «впереди одна машина стоит поперек колеи, другая – почти в дереве», он отправился в уральскую ночь – спасать отставших. К этому времени у одной из техничек был почти оторван задний мост, а температура воздуха упала до обещанных –20°C.
Дело было в этом самом свежем снеге.
Тяжелый Land Cruiser без проблем преодолевал броды глубиной по фары и по колее полз с неотвратимостью тепловоза.
Только вот разглядеть эту самую колею, присыпанную снегом, было непросто. 20 см в сторону – и можно приступать к буксировке, езде «враскачку» и многократным поминаниям «такой-то матери».
К трем часам ночи десяток мужчин из той самой «молодой» социальной прослойки, не имея ни одной лопаты, технички, бензопилы или гусеничного транспортера, вызволили из снежного плена все машины и добрались до базы. Воистину ценность победы определяется тяжестью предшествующих ей испытаний.
Что это доказывает? Ну, во-первых, то, что, даже будучи увешанной экранами и радарами, «двухсотка» осталась серьезным внедорожником, на котором можно без страха штурмовать практически в любой буерак. Во-вторых,
современные внедорожные системы не отменяют элементарного здравого смысла, а он настоятельно рекомендует не соваться в засыпанную свежим порошкообразным снегом лесную чащу.
Если, конечно, нет компании из еще десятка таких же сумасшедших.
Рассуждать о рыночных перспективах обновленного флагмана – дело довольно бессмысленное. И прежде всего потому, что ориентиры непонятны. Сложно себе представить, что новая оптика отпугнет лояльную аудиторию, тем более что цены остались на прежнем уровне. Что же до пресловутой «молодежи»… Конечно, свежий экстерьер и очеловеченная эргономика обратят на себя внимание неофитов, но для победы над соперниками до ценовому диапазону «двухсотке» может не хватить лоска и регулярных экскурсий на тяжелое бездорожье.
Скорее уж целевая аудитория Lexus LX (соплатформенный «двухсотке» внедорожник только что прошел процедуру рестайлинга) перейдет под знамена «младшего» бренда – очень уж радикален новый дизайн Lexus…