Haval на нашем рынке пока что в диковинку. Премиальный суббренд Great Wall в России заменит кроссоверы Hover, скромные продажи которых окончательно подкосило падение российского авторынка. Хотя продуктовая линейка у новой марки и обширная (пусть и состоит из одних кроссоверов и внедорожников. — «Газета.Ru»), у нас пока будут продаваться только две модели: самый дорогой рамный H9 и Haval H8, похожий на Volkswagen Touareg. Впрочем, модельный ряд в России планируют расширять.
Не слишком приятное для российского уха название марки по-китайски читается как «Хафу» — «летящий» (весьма смелая характеристика для двухтонного H9), а по-английски китайцы называют автомобиль «Хавейлом», полностью игнорируя правила чтения.
Вопрос, который я задавал себе каждый раз, когда оказывался за рулем этого автомобиля, — стоит ли он своих 2,1 млн руб. Часто мне казалось, что чаша весов готова склониться на одну из сторон, но в следующее мгновение она возвращалась обратно.
Поначалу этот китайский внедорожник полностью разрушает стереотип об автомобилях из Поднебесной.
Внутри — красота. Уберите шильдики, и только гуру автомобилестроения не скажет, что перед ним корейский либо японский аппарат.
Качественный пластик, сиденья с удобной боковой поддержкой, легко читаемая приборная панель с крупными шкалами, хорошая «реакция» сенсорного экрана. Элементы интерьера ладно подогнаны друг к другу, да и качество кожи приятно удивляет. А шумоизоляцию можно ставить в пример. За рулем такого автомобиля приятно находиться, и кажется, что хотя бы в премиум-сегменте китайцы составят конкуренцию именитым производителям... если бы не мелочи.
Братцы, ну как, скажите мне, можно выпускать на рынок автомобиль с такой отвратительной локализацией? В то время как маститые автопроизводители задерживают выход своих новинок из-за того, что не могут правильно перевести на русский язык некоторые названия населенных пунктов в навигации, китайцы делают машинный перевод всего интерфейса.
«Низкий уровень горючки», «километры к пустоте» (показывает, сколько осталось до пустого бака. — «Газета.Ru»), «запустить руководство» (включить ведение по маршруту. — Газета.Ru) — это только часть «перлов» Haval.
Во время теста на экран «приборки» вывалилась угрожающая надпись: «До ремонта 500 км». А когда H9 пробежал это расстояние, ее сменило не менее грозное требование: «Содержите машину». А ведь речь идет о банальном плановом техобслуживании.
Навигация не видит половину населенных пунктов, а голосовой ассистент спотыкается о русские слова.
И уже совсем не удивляют ни первый «сверчок», появившийся на пробеге меньше 5 тыс. км, ни отсутствие возможности полностью выключить кондиционер (сколько ни жми на off, а воздух все равно дует), ни легкий аромат фенола, появившийся после многочасовой езды под солнцем.
На ходу ведь неплох! Подвеска хотя и пружинная, мягкостью хода напоминает пневматическую, причем чем хуже качество дорожного покрытия, тем мягче стелет Haval. Стихия этого автомобиля — сельские дороги с разбитым асфальтом, а то и вовсе без него. Причем китайцам удалось не принести в жертву мягкости хода маневренность и управляемость. Haval юрко уворачивается от внезапно возникающих препятствий и мгновенно тормозит при необходимости.
На ровном асфальте после 120 км/ч картина меняется. Неразрезной задний мост и высокий центр тяжести — вот причина рысканий по дороге, а уж если водителю довелось попасть в колею, то Haval изрядно потреплет ему нервы.
Но быстро ездить на H9 не получится еще и по другой причине. Под капотом здесь всего два бензиновых литра, хотя и надутые до 211 л.с. и 324 Н*м крутящего момента.
Мотор на нашем рынке пока что безальтернативный. Двигатель этот — собственной разработки (чем в Great Wall очень гордятся), турбокомпрессоры поставляет именитый американский производитель Borg Warner.
Однако для 2,3 т снаряженной массы H9 возможностей двухлитровой «четверки» недостаточно. В городском режиме и на сложных загородных участках коленвалу приходится раскручиваться до 4–5 тыс об./мин., что неминуемо ведет к повышенному расходу топлива. При этом шестидиапазонный «автомат» ZF китайской выделки настроен на спокойную езду в угоду экономичности. Коробка постоянно пытается перейти на высшую передачу и с большой неохотой переключается вниз.
Особенно это заметно за городом на длительных подъемах. Haval, точно старый «КамАЗ», не торопясь, ползет в гору, теряя в скорости, но экономя десятые доли литра топлива.
Дизельный мотор, по неподтвержденным данным, китайцы обещают привезти в Россию в следующем году, но ни его характеристик, ни цены дизельных версий пока не раскрывают.
За внедорожный арсенал здесь отвечают муфта Borg Warner с возможностью блокировки и пониженная передача. При спокойной езде электроника подает около 90% крутящего момента на заднюю ось, но при пробуксовке может перебрасывать до 50% тяги вперед. Для облегчения езды, как в лучших домах, Haval предлагает использовать шайбу с четырьмя внедорожными режимами (грязь, песок, снег и 4L), режимом Auto и спортивными настройками, при включении которых «автомат» реже переключается вверх.
Не думал, что когда-нибудь напишу такое, но «китаец» бодро штурмует косогоры и ездит по раскисшей дороге. В качестве опции создатели H9 предлагают заказать блокировку и заднего дифференциала, тогда машине будет не страшно и диагональное вывешивание.
Впрочем, есть одно но: защита днища у H9 пластиковая, стальных листов не предлагают даже дилеры.
И, конечно, мы не знаем, как у Haval обстоят дела с безопасностью. Китайцы разбивали его только по национальной методике CNCAP, где автомобиль заработал предсказуемые для своего статуса 5 звезд. А вот на суд более серьезных организаций его пока не представляли.
К сожалению, перспективы H9 на российском рынке достаточно туманные. Автомобиль объективно хорош. Здесь настоящая кожа и вставки из натурального алюминия. Детали подогнаны друг к другу, и двери породисто «чмокают».
Здесь нет только одного — деловой репутации марки.
Именно за нее мы готовы простить одним низкое качество лакокрасочного покрытия, которое «цветет» через пару лет, другим — откровенно неудобные сиденья, графику из прошлого века и дешевый пластик, имитирующий дерево, третьим — слабую электрику и «баги» в штатной сигнализации, которые компания не может исправить уже несколько лет. Имя делает банальное уникальным и бесценным.
Но репутация Haval в России пока не позволяет ему просить такие деньги даже за флагмана и уж тем более — не давать скидку клиенту.
Поэтому покупатель, в свою очередь, начинает поиск недостатков: слабый мотор, «пенсионерские» настройки коробки передач, и вообще этот Haval что-то напоминает…
Впрочем, выйдя на российский рынок всего несколько месяцев назад, компания открыла представительства не только в Москве, но и в ряде городов страны. Именно правильная география может помочь компании заявить о себе. И если в Москве успех этой «темной лошадки» при нынешней ситуации на авторынке кажется маловероятным, то где-нибудь в Сургуте, где выбор новых машин ограничен, в отличие от содержимого кошельков у местных нефтяников, Haval может иметь заслуженный успех.