Второй месяц тест-драйва Toyota RAV4 пролетел, но не сказать чтобы незаметно. В Москве похолодало, и несколько раз даже шел снег. Это обстоятельство оказалось нам только на руку: например, мы проверили работу системы полного привода в условиях скользких дорог.
Но первое, что бросилось даже не в глаза, а в уши, так это отсутствие с наступлением холодов сверчков и скрипов в салоне. Приятное, но неожиданное открытие, учитывая, что в отделке RAV4 вообще нет мягкого пластика, а собирался салон хоть и роботами, но под присмотром российских рабочих на заводе. Конечно, тестовая машина еще совсем новая, и на одометре только-только появилась цифра 10 000, но у некоторых российских иномарок, которые продаются и за большие деньги, салон тарахтеть начинает, как только выкатываешься из ворот дилерского центра.
Все бы хорошо, но в «зимнем» варианте RAV4 с шипованной резиной стал невероятно шумным. Гул начинает наполнять салон даже на невысокой скорости, проникая внутрь сквозь колесные арки. Так что владельцам кроссовера можно посоветовать минимизировать проблему, выбирая для эксплуатации нешипованные покрышки.
Возникли с наступлением зимы и некоторые шероховатости в работе системы бесключевого доступа. Кстати, сама по себе штука эта очень удобная. И тут отметим, что у многих конкурентов RAV4 такую систему нельзя установить даже опционально.
Для того чтобы попасть внутрь автомобиля или, наоборот, закрыть двери снаружи, не прибегая к манипуляциям с брелоком, нужно провести пальцем в определенном месте на ручке двери водителя или переднего пассажира. Ранней осенью, когда автомобиль подолгу оставался чистым, никаких проблем с системой не возникало. Но как только настала пора, известная любому российскому водителю, когда цвет автомобиля становится невозможно определить уже через полчаса после того, как выехал с мойки, пользоваться бесключевым доступом на RAV4 оказалось не очень приятно: чтобы попасть в салон, грязь с ручки двери все время необходимо стирать, как правило, просто рукой за неимением салфетки. То ли еще будет, когда начнутся ледяные дожди! Правда, всегда можно воспользоваться традиционным способом отпирания дверей с помощью кнопки на брелоке.
Собственно, к RAV4 тут претензий, наверное, быть не может. Скорее это сожаление о том, что не все умные и полезные системы бесперебойно работают в российских климатических и дорожно-коммунальных условиях.
Кроме того, с появлением на дорогах слякоти и жидкость омывателя приходилось заливать примерно раз в неделю. Определить, сколько незамерзайки осталось в бачке на RAV4, нет никакой возможности — только интуиция в помощь — ни датчика, ни даже «линейки» на крышке бачка не предусмотрено.
С появлением наледи представилась возможность проверить работу ABS и системы стабилизации. Первая срабатывает мгновенно, уже спустя секунду после начала проскальзывания колес на торможении. И это здорово — на некоторых автомобилях ABS включается с таким запозданием, что водитель и пассажиры успевают три раза прочитать молитву или мантру, а в это время машина просто невозмутимо скользит в отбойник или стену.
Глубокой осенью и зимой выгодно отличает RAV4 от многих конкурентов тот факт, что муфту полного привода можно зажимать принудительно, создавая имитацию блокировки межосевого дифференциала. Постоянное наличие крутящего момента на задних колесах не дает передним колесам зарываться в грязь или снег.
Температура ниже нуля сказалась и на расходе топлива. Казалось бы, он и без того маленьким не был, даже с учетом топового 2,5-литрового «атмосферника» под капотом. И тем не менее вместо 13 литров на 100 км в городских условиях RAV4 с первыми морозами увеличил аппетит до 14–15 литров.
Несмотря на множество вспомогательных систем и опций, облегчающих жизнь владельцу этого кроссовера, очевидно, что инженерам все же будет что улучшить, когда они возьмутся за создание следующего поколения RAV4. Это касается как глобальных вещей вроде настроек шасси, так и локальных, но не менее ощутимо влияющих на удовольствие от управления этим автомобилем.