Законопроект о регулировании деятельности агрегаторов заказов такси, который находится на рассмотрении в Госдуме, даст право всем юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и просто самозанятым гражданам и любым владельцам личных автомобилей работать под видом заказных перевозок легковыми автомобилями вне регулирования таксомоторной деятельности, считает директор Ассоциации «ТАМА» Норайр Блудян.
«Мы видим в этом риски для безопасности пассажиров: заказные перевозчики не обязаны соответствовать единым стандартам, как это в такси (желтый кузов с «шашечками», оранжевый фонарь на крыше, предрейсовый медосмотр, техосмотр транспортного средства и т.д.). Такие автомобили не будут выделяться в общем транспортном потоке, что усложнит контроль за их работой. Это безусловно скажется на безопасности перевозок, что недопустимо, тем более при условии отсутствия страхования жизни и здоровья пассажиров», — полагает он.
По мнению Блудяна, на практике по аналогии с автобусными перевозками фактически создаются условия для серого нелегального извоза легковыми автомобилями. «Подобные «нелегалы» запасутся всеми необходимыми «липовыми» договорами фрахта и другими документами, и формально, к ним не будет возможности применять меры административного воздействия. С высокой долей вероятности можно предвидеть, что развитие «псевдозаказных» перевозок легковыми автомобилями, постепенно вытеснят с рынка «таксомоторные» перевозки, т.к. последние, естественно, более обременительны с точки зрения легального предпринимательства», — отметил он.
В свою очередь, председатель Комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко полагает, что этим законопроектом не предусмотрена ответственность за неисполнение агрегатором своих обязанностей.
При этом также отсутствует механизм допуска таких компаний на рынок, отметил Коношенко.
«Не решен вопрос установления тарифов на перевозку. Кроме того, законопроект оставляет возможность для агрегаторов передавать заказы тем перевозчикам, которые оформлены не как такси, а как перевозки по заказу. Это лазейка, которую используют нелегальные перевозчики на автобусных маршрутах, чтобы сэкономить на выполнении требований безопасности и качества перевозки (медосмотр, техосмотр, страхование пассажиров, единый цвет такси, возраст автомобилей)», — пояснил он.
«Необходимо прописать обязанность агрегатора передавать информацию о заказах только тем компаниям, у которых есть действующее разрешение на таксомоторные перевозки. Так мы сохраним уровень качества такси на том уровне, которого удалось добиться в Москве за последние годы», — отметил Коношенко.