Информацию о том, что россиянам не продают автомобили дилеры Белоруссии сообщил портал «Автодруг». В то же время в ряде СМИ в пятницу распространилась информация, что речь идет о массовом явлении, но, как выяснила «Газета.Ru», в действительности реализацию новых машин россиянам ограничили только официальные дилеры четырех марок: Hyundai, Kia, Lada и Toyota.
«Не нами такие правила установлены, распоряжение пришло от дистрибьютора – это называется защита национальных рынков. Так что вам продать ничего не сможем»,
— рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» менеджер минского автосалона Hyundai.
Собеседник подчеркнул, что для покупки машины нужно иметь хотя бы вид на жительство, или же для заключения контракта можно использовать родственников, друзей в Белоруссии, на которых можно оформить первичную регистрацию.
«Вы, как гражданин Российской Федерации не можете поставить автомобиль на учет в Республике Беларусь. Не представляется возможным это и в России, поскольку вы не сможете перемещаться по белорусским дорогам. В общем юридически у вас ничего не получится. Никак не сможем вам продать, документов объясняющих это, предоставить сегодня вам не смогу», — заявил в свою очередь представитель автосалона Lada в Минске.
В тоже время представители Volkswagen, Mazda, Audi, BMW, Citroen, Skoda, Peugeot, Nissan, Subaru, Haval и Geely сообщили, что никаких проблем с покупкой машин у них у граждан из России не возникнет — будет достаточно денег и паспорта РФ.
В российском офисе «Хенде Мотор СНГ», который отвечает за продажи и операционное управление производством в России и странах СНГ, сообщили «Газете.Ru», что никакие указания белорусским дилерам относительно регулирования продаж гражданам союзного государства с их стороны не поступало. Более того, такие распоряжения третьим лицам противоречили бы нормам права, отметил официальный представитель Hyundai.
Компании Toyota и «АвтоВАЗ» на момент публикации материала свои ответы оперативно не предоставили.
В ряде СМИ появилась информация о том, что подобное поведение белорусского бизнеса могло быть спровоцировано неким «джентльменским» соглашением между дилерами России и Белоруссии для того, чтобы удержать переток российских клиентов, вынужденных покупать машины у дилеров России по завышенным ценам. В российской Ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) ничего не слышали об этом. Как сообщили «Газете.Ru» в РОАД, у них нет информации о том, что россиянам не продают машины в Белоруссии.
«У нас нет подтверждения о существовании каких-то договоренностей между дилерами наших стран и плюс считаем невозможным такие ограничения в условиях конкурентного рынка»,
— заметила в беседе с «Газетой.Ru» руководитель пресс-службы РОАД Вера Павлова.
В то же время мотив для договоренности дилеров можно отыскать. К примеру, в минском автосалоне Volkswagen на запрос о расчете стоимости лифтбэка Polo менеджер указал итоговую стоимость близкую к рекомендованной розничной цене. В то время как у российских дилеров наценки за дополнительное оборудование ввиду дефицита автомобилей в наличии достигают 30% от рекомендованной дистрибьютером стоимости машины.
В конце сентября «Газета.Ru» писала о непомерных аппетитах российского автобизнеса. В частности, дилер Hyundai в Подольске предложил приобрести новую Creta в небогатой комплектации Classic, с мотором 1.6, автоматом и передним приводом, за 1,8 млн рублей.
Переплата по сравнению с рекомендованной розничной ценой составила 480 тыс. рублей.
Компания «АвтоВАЗ» и вовсе пошла на необычный шаг, включив ряд аксессуаров в список опционального оборудования, от покупки которого клиенты не смогут отказаться. Такое решение даже вызвало реакцию Федеральной антимонопольной службы, усмотревшей в действия российского производителя потенциальное нарушение антимонопольного законодательства.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев убежден, что инициатива запрета продаж автомобилей россиянам исходила не от дистрибьюторов. Если же это был результат некого сговора дилеров Белоруссии и России, то он противоречит логике бизнеса, в таком случае предприниматели союзного государства, условно говоря, делятся безвозмездно своими потенциальными доходами с россиянами, отмечает он.
«Если же граждане сталкиваются с отказом в продаже автомобиля, то, как и в случае с российским законодательством, пострадавшим стоит обращаться к регуляторам рынка в Белоруссии. Публичная оферта товара не может быть привязана к гражданству покупателя», — заметил Бургазлиев.