Правительство выступило с инициативой привлекать скрывшихся с места ДТП к уголовной ответственности наравне с нетрезвыми водителями.
Согласно документу, размещенному на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, поправки вносятся в «водительскую» ст. 264 УК России. Теперь в ч. 2, ч. 4 и ч. 6 после слов «находящимся в состоянии алкогольного опьянения» предлагается добавить еще одно отягчающее обстоятельство.
«Абзац первый части второй, четвертой и шестой 264 Уголовного кодекса России после слов «в состоянии опьянения» дополнить словами «или скрывшимся с места его совершения», — говорится в тексте документа.
Автором поправок, которые коснутся и ст. 12.27 КоАП РФ, выступило МВД России.
Ранее многие водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, зачастую сбегали с места ДТП, так как за это предусмотрена лишь административная ответственность по ч. 2 ст. 12.27 «невыполнение обязанностей в связи с ДТП», максимальное наказание за которое предусмотрено лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Такое наказание сохранится для водителей только в том случае, если в аварии никто серьезно не пострадал и не погиб.
Если же произошло ДТП с тяжкими последствиями, то к сбежавшему водителю предлагается применять уже совсем другие меры. Так, если в аварии есть тяжелораненые, то сбежавшему, как и в случае с состоянием опьянения, будет грозить до четырех лет колонии. За ДТП с одним погибшим — лишение свободы на срок от двух до семи лет, а в случае если жертвами ДТП стали двое и более лиц, то уже от четырех до девяти лет заключения.
Таким образом, законопроекты МВД помогут закрыть лазейку для пьяных водителей, которые намерены скрыть факт управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения просто уехав с места ДТП. Когда поправки вступят в силу — пока неизвестно. МВД представило лишь проект будущего законопроекта, который должны еще утвердить в Госдуме, Совете Федерации, а также подписать президент.
Ранее, 25 апреля 2018 года Конституционный суд России обязал законодателя выработать правила, предотвращающие бегство пьяных водителей с места ДТП.
Тогда суд признал неконституционным примечание 2 статьи 264 УК России, по которому
делать вывод о состоянии алкогольного опьянения можно или при наличии этилового спирта, или наркотических веществ в организме водителя, или при зарегистрированном отказе от медицинского освидетельствования. Такая норма ставила сбежавших с места ДТП пьяных водителей в более выгодное положение.
«Оспариваемая норма не предусматривает возможности признания водителя находящимся в состоянии опьянения, если он скрылся с места ДТП. Федеральному законодателю надлежит в течение года внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. До внесения изменений, вытекающих из настоящего Постановления КС РФ, сохраняет силу действующий порядок признания водителей находящимися в состоянии опьянения. Если в течение года изменения не будут внесены, пункт 2 примечания к статье 264 УК Российской Федерации утрачивает силу», — говорится в заявлении суда.
После этого 26 апреля зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Бидонько заявил, что «преимущество» участников ДТП, избежавших медосвидетельствования на алкоголь, перед теми, кто не покинул место аварии, должно быть устранено.
«Участники ДТП, сбежавшие с места аварии и избежавшие медосвидетельствования на алкоголь, не должны иметь преимущества перед теми, кто не покинул место аварии.
Употребление водителями транспортных средств алкоголя создает потенциальную угрозу безопасности дорожного движения. По закону оставлять место ДТП нельзя, а побег с места ДТП может являться желанием скрыть факт опьянения, чтобы избежать привлечения к более строгой уголовной ответственности», — написал Бидонько на своей странице в Facebook.
В свою очередь глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с «Газетой.Ru» предположил, что такой законопроект возможно примут, однако вряд ли он будет эффективен.
«Многие законы у нас принимают, не задумываясь насколько эффективен тот или иной способ борьбы с каким-то явлением: сказали ужесточить, значит надо. По логике такой законопроект полезен: надо негодяев привлекать к ответственности.
Но как-то это очень странно. Оставление места ДТП предусматривает у нас сегодня административную ответственность в виде ареста до 15 суток. Давно уже законодатели и, в частности, первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков говорил, что эта излишняя мера. В случае, если водитель уехал с места ДТП, пусть он лучше возместит материальный ущерб, а не сидит 15 суток за счет государства. Эту норму собирались наоборот смягчить, а тут неожиданно появляется уголовная ответственность. Видимо, сказали ужесточить, они это и собираются сделать», — предполагает Травин.
Эксперт утверждает, что пока не совсем понятно, как поправки будут применяться на практике.
«Я не понимаю, как эта норма будет работать. Сначала надо будет доказать, что именно этот водитель оставил место ДТП и именно он в нем участвовал. Как правило, доказать это крайне сложно. Поэтому, если данная норма и будет введена, то она будет нерабочей, к сожалению. Однако, ужесточать ответственность для таких изобретательных водителей, конечно же, надо», — считает юрист.