Масштабные бессрочные акции протеста украинских водителей с перекрытием центральных улиц и запуском дымовых шашек продолжаются в Киеве с самого утра 11 июля. Автомобилисты возмущены вступившими в силу кардинальными изменениями в законодательстве, направленными на владельцев машин с иностранной регистрацией. Дело в том, что ряд автомобилистов, чтобы сэкономить при покупке ТС, предпочитал пригонять машины из-за границы.
Чаще всего покупались автомобили в Польше, Латвии и Литве. Стоимость растаможивания таких ТС довольно высока: к примеру, за машину старше пяти лет стоимостью $20 тыс. согласно таможенному калькулятору, приходится отдать более $6 тыс.
Поэтому многие использовали «серые» схемы и провозили ТС на Украину без регистрации. Например, через Белоруссию.
По состоянию на начало февраля 2018 года в стране находилось почти 425,4 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией, из которых более 246,4 тысяч — с нарушением срока пребывания. Всего же в течение 2017 года в Украину было ввезено 958,5 тыс. машин с иностранной регистрацией.
Такие незарегистрированные автомобили не только вызывали проблемы из-за недопоступления средств в бюджет Украины, но и становились головной болью для полиции при оформлении ДТП.
При этом, как заявлял в СМИ первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Нацполиции Украины Алексей Билошицкий, в 2017 году произошло более 10 тыс. ДТП с участием автомобилей на «еврономерах». Это более 6% от всех аварий, произошедших на территории Украины. А по итогам первого квартала 2018 года количество ДТП с «евробляхами» выросло уже до 8,5% от общего количества.
Чтобы закрыть эту лазейку, кабинет министров сначала разработал, а потом и добился принятия Постановления № 475. Согласно ему, украинские полицейские получили доступ к таможенной базе «Инспектор-2006» и
получили право конфисковать автомобили на так называемых «евробляхах» и выписывать постановления о неуплате таможенных платежей.
Практика со штрафами появилась на Украине более года назад, но, чтобы наказать автомобилистов-нарушителей таможенного режима, требовалось решение Высшего административного суда. Так, 17 мая 2017 года судебный орган впервые признал виновным гражданина Украины, который управлял автомобилем с литовской государственной регистрацией, и
обязал его заплатить почти 420 тыс. грн (более миллиона рублей), что составило 300% неуплаченной суммы таможенных платежей.
Первые попытки закрыть «серую» схему привели к тому, что осенью 2017 года владельцы автомобилей с иностранной регистрацией во многих регионах Украины провели акции протеста. Они требовали от правительства снизить цену растаможивания автомобиля и не оказывать давление на владельцев транспортных средств с еврономерами. Но никаких решений, способных урегулировать конфликт, не последовало.
Теперь же отлавливать и штрафовать таких водителей стало гораздо проще. В итоге владельцы автомобилей назвали такие решения репрессивными и снова вышли на улицы Киева. А руководитель организации «АвтоЕвроСила», специализирующейся на защите интересов таких водителей, Олег Ярошевич заявил местному агентству УНИАН, что
акция будет бессрочной и продлится до тех пор, пока не будут исполнены требования митингующих.
«Первое требование – это отмена постановления Правительства от 20 июня № 475, которое дало возможность репрессировать авто на еврономерах по всей территории Украины и практически парализовать всю работу таможен, — заявил Ярошевич. — Второе — обеспечить гарантии принятия законопроекта с реально доступной растаможкой, с реально доступными ставками.
Эта неделя – последняя перед летними каникулами Верховной рады. Поэтому нужно внести в повестку дня Рады законопроекты № 8487 и № 8488, чтобы они уже были зарегистрированы. Ведь повестка дня дает возможность поставить дату отчета. Если мы не внесем в повестку дня, то мы не сможем рассмотреть его до принятия нового бюджета».
Ярошевич отметил, что акция протеста будет проводиться только в правительственном квартале в Киеве. «Мы давим только на законодательную и исполнительную власть. То есть на кабмин и Верховную раду», — сказал он.
Поясним, что законопроекты № 8487 и № 8488 вносят изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, существенно упрощая порядок процесса растаможивания ТС с иностранными номерами. Инициаторами обоих документов выступает председатель комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. По ее словам, если парламент поддержит изменения в законодательство о снижении акциза на транспорт, то растаможка автомобиля на еврономерах будет стоить 2,5-3 тыс. евро.
Отметим, что местные СМИ не раз писали о том, что для ввоза в Украину автомобилей на европейских номерах без растаможки созданы схемы с участием украинцев и белорусов из приграничных сел.
Недавно журналисты раскрыли подобную схему на Волынской таможне Государственной фискальной службы. Работает она следующим образом: автомобиль с территории Евросоюза в режиме транзита заезжает в Украину, например, через пункт пропуска «Ягодин» в Волынской области на границе с Польшей. В таком статусе автомобиль имеет право находиться в стране максимум 10 дней.
За это время машину гонят на другой пункт пропуска, уже на границе с Белоруссией. Но получается так, что автомобиль выезжает из Украины, но не въезжает в Белоруссию: на нейтральной территории в автомобиль садится гражданин Белоруссии, который имеет доверенность от владельца автомобиля. Он заезжает в Украину, выходит из автомобиля и вскоре, иногда пешком, возвращается в Белоруссию. Автомобиль же остается у пользователя-украинца, который также получает доверенность от собственника.