Левобережный райсуд Воронежа огласил приговор по резонансному делу банды, которая занималась получением страховых выплат за несуществующие ДТП. Восемь человек обвинялись в 38 эпизодах преступной деятельности, в результате которых страховщики понесли убытков более чем на 7 млн рублей.
Процесс завершился неожиданно: всем обвиняемым назначили условные сроки, несмотря на непризнание вины и непогашенный ущерб.
По версии следствия, группа безнаказанно действовала на протяжении многих лет. В мае 2008 года воронежец (на момент совершения преступления 42-летний) организовал преступную группу, в состав которой вошли его сын, сотрудники ГИБДД, специалист экспертной организации и их знакомые. При этом двое гаишников числились в группе на постоянной основе, а еще трое привлекались к мошенничествам только эпизодически. «В период времени с мая 2008 года по июль 2014 года указанная группа лиц изготавливала подложные документы о фиктивных ДТП, необходимые для обращения в страховую компанию, с целью незаконного получения страховых выплат, а фактически — хищения мошенническим путем денежных средств, принадлежащих страховым компаниям», — рассказывали ранее в региональном управлении СК РФ, которое занималось расследованием.
Глава группы Альберт Б. планировал преступления и осуществлял общее руководство. Полицейские выполняли привычную работу по регистрации ДТП, только в данном случае несуществующих: составляли административные протоколы на «виновников», заполняли необходимые служебные бланки для предоставления в страховую. Далее вступал в дело еще один участник банды, которому отводилась очень важная роль. Сотрудник организации «Российское общество оценщиков» Александр Л. на основании фиктивной экспертизы определял «ущерб» от аварии. Для убедительности к «выводам» эксперта прикладывались фотографии разбитых машин с мест реальных аварий, после чего все документы отправлялись страховщикам.
В качестве «пострадавших» автовладельцев в документах фигурировал один из полицейских, сам Альберт Б, а также его сын Юрий и бывшая супруга. Учитывая, что количество эпизодов измерялось десятками, в документы главарю приходилось вносить данные и своих знакомых — те прекрасно понимали, что участвуют в преступной схеме, и после получения денег от страховщиков передавали их главарю банды.
Сам обман был основан на том, что страховые компании крайне редко участвуют в осмотрах разбитых машин, ограничиваясь запросом в ГИБДД.
Члены группы уведомляли страховые компании телеграммой, приглашая их принять участие в осмотре транспортного средства, но те игнорировали запрос, довольствуясь предоставленными документами. Учитывая, что все липовые аварии заносились в базу ГИБДД и оформлялись на подлинных бланках, вопросов ни у кого не возникало. То, что «пострадавшими» регулярно становятся одни и те же люди, в страховых компаниях также не замечали.
Следствие по громкому дело было закончено в сентябре 2016 года. Фигурантов обвинили в мошенничестве в сфере страхования организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст.159.5 УК РФ) и мошенничестве в сфере страхования с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159.5 УК РФ).
«Объем уголовного дела составил 79 томов, в ходе следствия допрошено более 135 человек, проведено более 50 обысков и выемок, у 96 человек получены образцы для сравнительного исследования, назначено и проведено 54 судебные экспертизы, с целью обеспечения возмещения причиненного ущерба наложен арест на имущество и расчетные счета обвиняемых, на основании полученных судебных решений истребованы тарификации детализации участников фиктивных ДТП, внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений (других нарушений закона), по результатам рассмотрения которого меры дисциплинарного воздействия применены к двум сотрудникам страховой компании, один из которых уволен», — отмечали год назад в региональном СК.
В ходе прений сторон гособвинитель Светлана Шатиришвили назвала 38 выявленных преступных эпизодов «каплей в море» и выразила уверенность, что на самом деле их было гораздо больше.
«У меня сложилось впечатление, что лица на скамье подсудимых находятся в легком недоумении от того, почему они здесь оказались. Это психологическая составляющая, сохранившаяся с 90-х, когда вседозволенность была более растиражирована, чем сейчас. Но осколки вседозволенности сохраняются в настоящее время. То, что мы рассматриваем – это капля в море от их деятельности. Они так делали, наверное, давно, и боюсь предположить, что не против были делать это и дальше. И не видят в этом никакого греха», — цитируют ее местные СМИ.
Она также констатировала, что у общества явно нет сочувствия к страховым компаниям, так как люди обычно тратят много сил и времени для того, чтобы добиться выплат. Но это не является поводом для совершения преступлений в этой сфере.
В качестве наказания она попросила четырем наиболее активным участникам банды от трех до восьми лет колонии общего режима. Троим обвиняемым, которые не были постоянными участниками группы, гособвинитель просила назначить условные сроки. При этом среди всей группы свою вину признали лишь двое участников группы — бывшие гаишники, да и то в суде они изменили показания, чтобы приуменьшить вину.
Что касается главаря банды, то он категорически отказался считать себя виновным, а большое количество аварий объяснил тем, что любит «похулиганить на мотоцикле».
В итоге суд проигнорировал просьбу гособвинения и назначил всем участникам группы, в том числе ее организатору, условные сроки. Альберту Б. дали шесть лет и приговорили к выплате штрафа в 300 тысяч рублей. Его сын получил 1,5 года условно. Эксперт-оценщику дали 3,5 года и штраф в 120 тыс. рублей. Пятеро бывших гаишников получили от 2 до 4,5 лет условного заключения со штрафом от 50 до 160 тысяч рублей.
При назначении такого наказания суд учел положительные характеристики подсудимых, их состояние здоровье и достижения на службе в полиции. Кроме того, осужденные начали возмещать ущерб страховым компаниям, но выплатили пока лишь немногим более миллиона рублей.