В ближайшее время заработает нововведение, которое повлияет на жизнь не только столичных автомобилистов, но и всех российских водителей. По данным «Газеты.Ru» на текущей неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов должен завизировать документ, разрешающий использование специальной желтой разметки заездов на перекрестки уже не в порядке эксперимента, как это было возможно на данный момент, а на общих условиях.
Не исключено, что Шувалов объявит об этом на предстоящих общественных слушаниях, посвященных снижению смертности на пешеходных переходах, которые состоятся 3 октября. После подписания документа, он будет оформлен в виде постановления правительства и ляжет на подпись председателю правительства Дмитрию Медведеву.
Представитель первого вице-премьера подтвердил финальный характер проработки вопроса в аппарате правительства, но отказался назвать дату выхода постановления.
После одобрения премьер-министра соответствующие изменения будут внесены в ПДД. Учитывая, что документ находится в «активной фазе», ожидается, что нововведение вступит в силу в ближайшее время.
Ранее соответствующий эксперимент с так называемыми «вафельными» разметками состоялся в Москве, а также в ряде регионов. Такая разметка нужна для того, чтобы водители четко понимали: если они остановятся на желтом участке после того, как загорится красный сигнал светофора, их ждет штраф, ведь на пересечении проезжих частей с такой разметкой ведется автоматический контроль нарушений.
Всего фиксируется три вида нарушений: это проезд на красный свет, выезд за стоп-линию, а также поворот не из того ряда.
Таким образом, наличие «вафли» вынуждает водителей задуматься, рассчитать скорость потока и при необходимости переждать цикл работы светофора, чтобы не перекрыть движение перпендикулярному потоку и не создавать пробку или аварийную ситуацию.
Напомним, что штраф в 1 тыс. руб. за подобное нарушение уже существует в ПДД. Так, согласно п. 1 ст. 12.13 КоАП, инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать водителя, который не рассчитал время и выехал на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил автомобилиста остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Но на деле водителей за такое правонарушение практически никогда не наказывали, хотя в крупных городах оно становится одной из основных причин образования пробок — без камер фото- и видеофиксации отследить его было практически невозможно.
Теперь же, появление вафельной разметки позволит водителям проще ориентироваться при заезде на перекрестки, а местным властям — штрафовать нарушителей в автоматическом режиме с помощью камер фото- видеофиксации. В настоящее время, согласно КоАП, действует единый «тариф».
Напомним, что в Москве «вафельный» эксперимент продолжается уже больше двух лет. Также его подхватили в ряде крупных мегаполисов: например, в Казани. В столичном департаменте транспорта «Газете.Ru» не раз заявляли о своей готовности рекомендовать «вафлю» и другим регионам, отмечая положительную динамику в фиксации всех трех видов нарушений.
«Нарушений, когда водители поворачивают не из того ряда и тем самым создают помехи и риски для возникновения ДТП, все еще достаточно много — более тысячи – нескольких тысяч нарушений в месяц», — ранее сообщали в департаменте транспорта Москвы.
«Это весомая цифра, которая говорит о том, что мы должны работать над тем, чтобы снизить количество подобных нарушений. Если это удастся, то мы сможем снизить аварийность на перекрестках, повысить безопасность пешеходов, а также сократить заторы на конкретных участках. Это важный опыт, который будет полезен во всех городах».
И, хотя эту практику мог организовать на своей территории любой регион, выйти за рамки эксперимента не получалось: в Госавтоинспекции эту идею не поддерживали. Однако с приходом нового главы ведомства Михаила Черникова, по данным «Газеты.Ru», препоны для данной инициативы со стороны ГИБДД прекратились.
«Новый глава ведомства открыт к использованию новых технологий», – отмечает федеральный чиновник.
Глава экспертного центра Probok.net, член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Александр Шумский утверждает, что эксперимент по нанесению вафельной разметки в Москве оказался успешным.
«В Москве мы начали этот эксперимент два года назад и сначала нанесли разметку на три перекрестка. Сейчас «вафля» нарисована примерно на 30 перекрестках в центре города. Практика показала, что эксперимент оказался успешным – снизилось количество нарушений ПДД и аварий, а также увеличилась пропускная способность улиц, – отметил Шумский в беседе с «Газетой.Ru». —
Эта разметка действует на психологию человека: автомобилисты и так знают, что запрещено выезжать на перекресток, за которым образовался затор, но если нанесена еще и специальная разметка, водители, можно сказать, охотнее соблюдают это правило».
По словам эксперта, в первую очередь «вафли» появятся на улицах больших российских городов, однако он не исключает, что подобную разметку могут нанести и за их пределами на пересечениях крупных автомагистралей. Шумский уверен, что «вафли» выйдут в регионы уже до конца этого года.