Вице-премьер Игорь Шувалов рассказал о масштабных инфраструктурных планах России на Дальнем Востоке.
«Предлагаем японским партнерам рассмотреть возможность строительства смешанного перехода автомобильно-железнодорожного от Хоккайдо до южной части Сахалина», — заявил он на полях ВЭФ-2017.
При этом, по словам Шувалова, Россия близка к тому, чтобы начать свою часть работы —
довести до побережья Тихого океана железную дорогу и построить «такой же сложный переход» из материковой части страны на Сахалин.
Первый вице-премьер уверен, что этот проект даст России возможность дополнительно использовать свою железнодорожную инфраструктуру, при этом сделав Японию «континентальной державой».
План проекта включает в себя строительство железнодорожной сети на Сахалине. По оценке Шувалова, проект может оказаться «не очень дорогостоящим» за счет использования при строительстве современных технологий.
Министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что объем инвестиций в создание моста между континентальной Россией и Сахалином должен составить около 500 млрд рублей.
«Общий объем в соответствии с предварительным технико-экономическим обоснованием, а сейчас дополнительно идет научно-исследовательская работа, будет составлять порядка 500 млрд рублей в ценах базового 2013 года», — сказал министр агентству ТАСС. Не исключено, что при реализации проекта его стоимость вырастет с учетом заметно снизившегося с тех пор курса рубля.
Как отметил Соколов, в рамках следующего бюджетного цикла госпрограммы развития транспортной системы Минтранс будет закладывать как бюджетные, так и внебюджетные источники для реализации этого проекта.
«Конечно, это затратное мероприятие, поскольку от самого перехода в районе пролива Невельского — это самый короткий перешеек между материком и островом Сахалин в рамках всего Татарского пролива, длина его всего 7 км — необходимо построить подъездные пути от Комсомольска-на-Амуре и до станции на территории Сахалина. Длина этих подъездных путей свыше 500 км», — дал разъяснения министр.
По словам Соколова, этот проект может быть реализован уже в первой половине 2020-х годов.
Ранее он заявил, что проект сухопутного перехода между Россией и Японией требует не менее 75% бюджетных инвестиций от общей стоимости.
Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин заявил ТАСС, что Российские железные дороги и Министерство инфраструктуры и транспорта Японии создали рабочую группу. Партнеры прорабатывают проект для создания транспортного перехода между Россией и Японией.
В конце 2016 года стало известно, что власти Сахалина и российский МИД готовят план действий по совместному с Японией хозяйствованию на Южных Курилах, чтобы предоставить его на рассмотрение в Токио.
«В ближайшее время документ, содержащий конкретные шаги, будет предложен японской стороне. Накануне его детали обсуждались в ходе рабочей встречи губернатора Олега Кожемяко, члена Совета Федерации от Сахалинской области Дмитрия Мезенцева и заместителя министра иностранных дел России Игоря Моргулова», — говорится в сообщении на сайте правительство области.
Некоторые инициативы, содержащиеся в плане, были уже приняты, к пример упрощение визового режима между странами. Сейчас обсуждаются возможности свободного приграничного перемещения между соседствующими регионами — Сахалином и Хоккайдо.
«Представляющие страны бизнес-структуры уже демонстрируют готовность к дальнейшему развитию взаимовыгодных отношений. В ходе визита главы российского государства в Японию Сахалин заключил с иностранными партнерами ряд договоренностей», — утверждалось в заявлении.
«Газпром» давно рассматривает возможность строительства газопровода Японию. До сих пор эта инициатива не была реализована из-за ряда препятствий.
В 2014 году обсуждался газопровод от Сахалина до Хоккайдо (общая протяженность — 1,35 тыс. км), стоимость строительства оценивалась в $5 млрд. Предполагалось, что основную часть трубы будут строить японские компании.
В мае 2015 года Tokyo Gas предложила провести газопровод мощностью 8 млрд кубометров в год с Сахалина уже до центральной части Японии. При возросшей протяженности (1,5 тыс. км) стоимость прокладки, по оценкам TG, снизилась бы до $3,5 млрд.
Но учитывая высокую сейсмоактивность региона, прокладывать трубу с Сахалина в Японию весьма рискованно.
Японцы, впрочем, надеются на современные технологии. Ранее в качестве примера приводилась прокладка подводных тоннелей между японскими островами.