Строители моста в Крым приступили к одному из самых сложных этапов проекта — установке гигантской железнодорожной арки. С помощью морской плавучей системы она была доставлена к фарватерному участку, и теперь арочный пролет весом более 6 тыс. тонн предстоит поднять на проектную высоту в 35 м.
«В сложнейшей технологической операции участвуют больше ста специалистов — моряки, профильные инженеры, сотрудники научно-исследовательских институтов и рядовые мостостроители», — говорится в сообщении информационного центра «Крымский мост», который детально освещает ход строительства.
Строители называют морскую операцию по установке железнодорожной арки уникальным событием.
«Это транспортировка, а потом подъем и монтаж в условиях морской акватории с нестабильным гидрометеорологическим фоном арочной конструкции. Однако такая операция была бы невозможна без гигантского опыта, накопленного мостовиками в других проектах. Так что наша морская операция — результат многолетней практики и передовых технологий отечественного и мирового мостостроения», — сказал заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин.
Сама установка пролета представляет собой несколько этапов. Перед началом каждого службы контроля качества, авторский надзор и строительный контроль проводят освидетельствование уже выполненных работ: проверяют их на соответствие технической документации и подтверждают соответствующим актом приемки.
Чтобы доставить арку к месту установки, под нее были заведены две плавопоры, после чего строители, убедившись в благоприятном метеопрогнозе и спокойном состоянии моря в ближайшие 72 часа, начали ее транспортировку.
Путь с керченского берега до фарватера, над которым и будет установлена арка, составил 5 км и был преодолен минувшей ночью.
В этой части операции участвовали более десяти буксиров, катеров и других судов. Команда самой операции составила более 100 человек.
Моряки завели плавсистему в створ между фарватерными опорами с максимальным зазором до 65 см и зафиксировали ее якорными тросами. На опорах к этому моменту было полностью готово грузоподъемное оборудование: агрегаты для подъема, рабочие площадки, приспособления (тросовые домкраты, насосные станции и т.д.).
«По обоим краям арочного пролета закрепляют «пряди» высокопрочных тросов, протянутые к арке от 16 домкратов, установленных наверху фарватерных опор. В каждой из «прядей» более 40 тросов, то есть поднимать арку на высоту будут с помощью почти 700 тросов. Грузоподъемность каждого домкрата — 650 тонн, так что, несмотря на вес арки в 6 тыс. тонн, строители обеспечили 40-процентный запас по подъемным механизмам», — рассказали в ИЦ «Крымский мост».
Сам подъем арки на высоту должен состояться во вторник днем. Средняя скорость подъема составит 5 м в час, то есть данный этап в общей сложности займет у строителей около 7 часов.
«К моменту завершения этой операции максимально допустимые отклонения конструкции вдоль оси моста не превысят 60 мм, поперек оси моста — 30 мм. Затем арку раскрепят ветровыми связями к ригелям фарватерных опор, — говорится в сообщении ИЦ. — В общей сложности установка железнодорожной арки на фарватере не превысит 72 часов».
Как только строители подтвердят надежность закрепления арочного пролета на проектной высоте, плавание судов по фарватеру пролива возобновится в стандартном режиме.
При этом окончательный монтаж арки займет в общей сложности около месяца. Строительно-монтажные работы будут вестись с рабочих площадок, установленных на фарватерных опорах, и не повлияют на судоходство.
Второй крупный этап морской операции — установка автодорожной арки Крымского моста — запланирован на сентябрь.
Строительства моста из Краснодарского края в Крым планируется завершить уже в следующем году. Движение транспорта по нему планируется открыть в середине декабря 2018 года. Общая длина сооружения составит около 19 км.