Как выяснила «Газета.Ru», за 2016 год российские судебные органы осудили за повторную езду в пьяном виде или отказ от медосвидетельствования (ст. 264.1 УК РФ) 75 267 человек, что составляет примерно 10% от общего числа осужденных в стране за прошлый год.
Количество водителей-уголовников оказалось значительно выше ожидаемого.
Так, с 1 июля 2015 года, когда данная статья появилась в УК, и до конца того же года суды признали виновными лишь около 20 тыс. человек.
Напомним, что ст. 264.1 УК предусматривает уголовное наказание за управление транспортным средством в нетрезвом виде лицом, которое ранее уже привлекалось к административной ответственности за пьяную езду или отказ от прохождение медицинского освидетельствования. Причем ответственность наступает, не только если нарушитель сядет за руль на период срока лишения за первое нарушение, но и в течение года после возврата водительских прав. До июля 2015 года данное нарушение считалось административным и наказывалось лишь лишением прав и крупным штрафом. Однако после ужесточения законодательства водители-рецидивисты рискуют получить теперь до двух лет лишения свободы.
Однако, согласно статистике российских судов, с которой ознакомилась «Газета.Ru», из более чем 75 тыс. осужденных подавляющее большинство — 61 293 человека — отделалось обязательными работами.
Отбывать наказание в места лишения свободы отправились лишь 3299 человек, причем большая часть из них получила срок до одного года.
Еще 5679 пьяных водителей-рецидивистов отделались условным сроком, а 4837 автомобилистам суд назначил штраф, в подавляющем большинстве — от 100 до 300 тыс. рублей.
Оправдано за год по этой статье было всего девять человек.
Примечательно, что количество приговоренных к обязательным работам, то есть получивших более мягкое наказание, коррелирует с количеством тех осужденных, кто при рассмотрении дела выбрал особый порядок, который предусматривает, что обвиняемый полностью признает свою вину, согласен на упрощенное судопроизводство и отказывается от дальнейшего обжалования приговора. Судья в этом случае не может назначить ему более двух третей предусмотренного статьей максимального наказания, а сам процесс состоит из одного заседания.
Практически все осужденные в момент задержания находились в состоянии алкогольного опьянения, под действием наркотиков были задержаны лишь 352 человека, еще шесть водителей управляли автомобилем после употребления психотропных веществ.
Среди осужденных за повторную езду в пьяном виде есть представители практически всех слоев общества, однако чаще всего нетрезвыми за руль садятся мужчины в возрасте от 30 до 49 лет — таких водителей оказалось 38 809 человек. Молодежь же повторно в пьяном виде на дороги выезжает реже: среди представителей возрастной группы от 18 до 24 лет оказалось 11 340 человек. Среди тех, кого успели дважды поймать пьяным за рулем, оказались и 117 несовершеннолетних, которые по закону вообще не имеют права садиться за руль.
Кроме того, в прошлом году за повторное пьянство за рулем было осуждено 1899 женщин.
Среди осужденных оказались граждане стран СНГ — 581 человек, других государств — 174 и даже лица без гражданства — 63. Чаще всего это преступление совершают люди со средним профессиональным образованием — таких оказалось 33 174, за ними следуют лица, имеющие в активе только школьный аттестат, — 25 455 человек.
Еще почти 10 тыс. осужденных водителей не имеют даже его — у них за плечами лишь начальное образование. Люди с высшим образованием повторно садятся за руль пьяными реже остальных — таких, согласно статистике, за год оказалось 6716 человек.
Примечательно и то, что более половины всех преступников — 41 420 человек — не имеют определенного рода занятий, хотя и являются трудоспособными.
Меньше всего за повторное вождение в нетрезвом виде попадаются работники юридических специальностей. Так, за год сотрудники ГИБДД не поймали в пьяном виде ни одного судью или работника суда, остановили всего семерых нотариусов и адвокатов и 36 работников правоохранительных органов.
Чуть больше нарушают военнослужащие по призыву и контракту, всего военных среди осужденных оказалось 284 человека.
При этом по крайней мере один из них был участником военной операции в Сирии и даже получил за это государственную награду.
Инициатор внедрения ст. 264.1 УК, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков считает, что оценивать эффективность нормы пока рано.
«Есть определенный переходный период, который связан, в частности, и с отработкой процессов оформления этих нарушений, на это потребовалось некоторое время — примерно полгода-год. Это новая норма, поэтому сравнивать показатели нужно чуть позже, необходимо дождаться статистики за 2017 год, — объяснил он. —
Динамика так или иначе есть, количество пьяных водителей, которых останавливают сотрудники ГИБДД, все-таки становится меньше».
Такого же мнения придерживается и экс-сенатор, бывший руководитель ГАИ России Владимир Федоров.
«Статья только начала работать, давайте посмотрим, что будет в 2017 году. Я из этого трагедию не делаю, считаю, что все идет нормально. Мне представляется, что рост количества осужденных связан с обыкновенным разгильдяйством наших водителей, которые еще не поняли, что за повторное вождение в нетрезвом виде можно получить уголовное наказание», — отметил он.
Этими же причинами объясняет бурный рост числа осужденных за повторное пьяное вождение и глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
«Многие до сих пор не верят, что за езду в пьяном виде можно получить уголовное наказание. Кроме того, стоит понимать, что эта норма действует только на трезвого человека, а когда человек выпивает — ему море по колено, он не отдает себе отчет в том, что творит», — сказал эксперт.
Он также объяснил, что бороться с пьяными водителями ужесточением ответственности за езду в нетрезвом виде неправильно.
«Во-первых, нужно людям создать нормальные условия для жизни, чтобы они не пили. А во-вторых, привлекать для борьбы с пьяными водителями институты гражданского общества.
Увидел нетрезвого — «стукани», потому что твой ребенок в этот момент как раз вышел из школы и будет переходить дорогу.
Вот когда у людей будет такое понимание, для решения этих проблем не нужны будут ни гаишники, ни суды», — поделился своей позицией Травин.
В то же время адвокат юридического бюро BMS Law Firm Дмитрий Косенко считает, что
повторное совершение административного правонарушения вообще не должно вести к уголовной ответственности.
«Степени общественной опасности административных правонарушений и преступлений сильно различаются, их нельзя ставить на один уровень. За повторное нарушение в данном случае было бы логично усилить ответственность именно в административном плане — ввести дополнительные штрафы, дополнительные сроки лишения прав, аресты или даже конфискацию автомобиля», — подытожил юрист.