В ближайшее время правительство РФ может ужесточить скоростной режим в городах, ограничив его 50 км/ч и снизив ненаказуемый порог превышения с 20 до 10 км/ч. Один из экспертов правительственной комиссии по вопросам безопасности дорожного движения Игорь Моржаретто рассказал «Газете.Ru», что эта инициатива обсуждается чиновниками и экспертами уже давно и, скорее всего, в ближайшее время будет принята.
«Здесь в общем-то разногласий особых нет, но, как это часто бывает, решения принимаются довольно медленно. Согласительный процесс долгий, и немаловажную роль здесь играет обстановка в обществе. Быть может, не хватает какого-то внешнего толчка. Но особых возражений ни у кого нет, и я думаю, что до конца года все это может уже заработать», — сказал Моржаретто.
На рабочем совещании, где присутствовали эксперты, действительно прозвучало предложение по снижению скоростного режима в городах до 50 км/ч (в нынешнем ПДД в городах разрешено 60 км/ч), однако, по мнению Игоря Шувалова, инициатива еще слишком сырая и вообще, как выразился первый вице-премьер, это должен быть «общественный запрос». Шувалов порекомендовал экспертам провести общественные слушания на эту тему, и вопрос больше не обсуждался, рассказал один из участников заседания.
Представитель Шувалова заявил, что никаких поручений по снижению скоростного режима в городах первым вице-премьером не давалось, более того, данное предложение на комиссии по БДД не обсуждалось. На одном из совещаний у Шувалова эксперты выступили с этой инициативой, но она была отклонена и отправлена на доработку с рекомендацией проведения общественных обсуждений. «Говорить о каких-либо законодательных изменениях и тем более сроках абсолютно преждевременно», — добавил он.
Примечательно, что вопрос о снижении скорости в населенных пунктах до 50 км/ч и сокращении ненаказуемого «запаса» до 10 км/ч в комиссии Шувалова обсуждали еще в 2015 году, однако тогда инициатива так и не пошла дальше правительства, поскольку против выступили депутаты Госдумы.
В то же время о снижении максимальной скорости уже несколько лет думают власти Москвы, для которой эти изменения наиболее актуальны. В 2014 году вопрос о целесообразности таких изменений был вынесен на открытое голосование с помощью сайта «Активный гражданин», однако большинство москвичей высказалось против нововведений. Сегодня же столичные чиновники намерены вернуться к обсуждению этого вопроса. Об этом еще в середине марта глава Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев заявил РБК.
«Мое мнение, что внутри Садового кольца скоростной режим должен меняться. Стандарт, общепринятый во всех столицах, — 50 км/ч. Мы сейчас просчитываем все последствия, делаем экспертное обоснование, после этого будем готовы спросить мнение горожан», — сказал он.
При этом в пресс-службе ЦОДД «Газете.Ru» поясняли, что в данный момент вопрос находится на стадии проработки, решение по нему еще не принято, а сроки пока не определены.
По мнению главы экспертного центра Probok.net Александра Шумского, снижение скорости в городах — важнейшая инициатива, которая однозначно будет реализована, однако точные сроки ее принятия назвать сложно.
«Я уверен, что решение будет принято: может быть, через год, может быть, раньше, но совершенно точно скорость в городах снизят», — сказал он.
При этом Шумский также пояснил, что в Госавтоинспекции к инициативе относятся скептически и утверждают, что изменить скоростной режим можно простой установкой знаков, без внесения правок в законодательство. Согласно действующим законам, сделать это может самостоятельно каждый регион России.
«В регионах это все вроде бы понимают, но при этом с инициативами выступать не спешат. Все хотят, чтобы кто-то сверху это решение принял», — заявил эксперт.
Руководитель программы «Главная дорога» Илья Скрябин в беседе с «Газетой.Ru» подтвердил, что в данный момент предложение о снижении скорости обсуждается членами правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. По его словам, инициатива касается дорог во всех населенных пунктах, за исключением тех трасс, где установлен отдельный скоростной режим, например ТТК или МКАД. При этом возможные сроки внедрения новых правил он не назвал.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков считает, что судьба инициативы по снижению скорости во многом зависит от позиции самого вице-премьера Игоря Шувалова.
«Инициативы правительства отклоняются крайне редко, поэтому вероятность прохождения у нее высокая. Но есть и другие аспекты — не уверен, что у правительства хватит духа в предвыборный период вносить такие резонансные для автомобилистов законопроекты», — пояснил он.
В то же время координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что внесение поправок в скоростной режим не принесет водителям ничего хорошего.
«Помимо городов вроде Москвы и Санкт-Петербурга в России есть множество небольших населенных пунктов, которые расположены рядом с трассами. В результате водители вынуждены будут сбрасывать скорость не до 79 км/ч, что более или менее комфортно, а до 59 км/ч.
Это ужасно, это приведет к многочисленным ДТП, которые будут возникать не по причине скорости, а по причине усталости водителей, которые банально потеряют концентрацию от этих скоростных скачков», — сказал он.
Кроме того, по словам Шкуматова, в России огромное количество дорог спроектированы неправильно, и легальный запас в 20 км/ч сегодня спасает многих водителей, нивелируя ошибки проектировщиков. Если же его снизят до 10 км/ч, передвигаться по трассам станет неудобно.
Примечательно, что пилотный проект по снижению скорости в пределах населенных пунктов на некоторых трассах планируют в ближайшее время запустить в Подмосковье. Об этом в конце марта заявил начальник управления ГИБДД ГУ МВД Московской области Виктор Кузнецов.
При этом, несмотря на то что новый метод борьбы с аварийностью пока находится в стадии разработки, правоохранительные органы уже представили его губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву.