Законопроект, предусматривающий усиление ответственности водителей за отказ пропустить автомобили со специальными сигналами и предлагающий внести соответствующие изменение в ст. 12.17 КоАП РФ, прошел все стадии подготовки и получил положительные отзывы из ряда регионов и правового управления Госдумы.
В этом документе предлагается поднять штрафы для автомобилистов с 500 до 500–1500 рублей за непропуск маршрутных транспортных средств или автомобилей с включенным проблесковым маячком, а в случае с машинами экстренных служб, у которых вдобавок имеются специальные цветографические схемы, лишать водительских прав на срок 6–12 месяцев вместо нынешних одного-трех.
Согласно пояснительной записке, авторы инициативы в первую очередь решили привлечь внимание к ситуациям, когда водители не пропускают автомобили скорой помощи.
Но при этом ответственность также последует и в случае непропуска автомобилей полиции, МЧС и других экстренных служб. Под инициативой уже подписались несколько десятков депутатов.
Как заявил «Газете.Ru» один из первоначальных авторов поправок, единоросс Александр Сидякин, основная санкция — это все-таки штраф, а лишение прав — уже некая альтернатива. «Суд, вынося постановление о степени ответственности, будет руководствоваться и степенью вины, и обстоятельствами нарушения.
Но если нарушитель при всем этом хамит, ругается матом, как мы видели на записях с видеорегистраторов, то таких товарищей однозначно нужно лишать прав», — сказал депутат.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков в беседе с «Газетой.Ru» выразил сомнение в необходимости новых ужесточений, поскольку даже действующие в настоящее время нормы не соблюдаются.
«Проблема не в каком-то законодательном пробеле, а в правоприменении, — сказал Лысаков. — Если бы наказывали всех водителей, которые целенаправленно не пропускают спецтранспорт, реально притормаживают, подрезают, реально наказывали бы лишением прав, то можно было бы вести речь о том, что срок лишения нужно увеличивать. Но лишают прав сейчас буквально единицы.
Если бы на всех «скорых», пожарных автомобилях стояли видеорегистраторы и водители этих автомобилей быстро передавали в ГИБДД сообщения о нарушителях и их бы задерживали на месте, то правоприменительная практика работала бы. Но этого не делается.
А просто по видеозаписи могут наказать только штрафом — 5 тыс. рублей. Медики, пожарные, даже если их подрезали, протокол выписать не смогут, а штат сотрудников ГИБДД сокращен, они уже практически не дежурят на дорогах, и все штрафы приходят с камер фото- и видеофиксации. Получается, что эти поправки все равно работать не будут. Так что вопрос не в жесткости норм, а в правоприменении».
По словам Лысакова, оценить, когда этот законопроект поступит на рассмотрение в профильный комитет Госдумы, не представляется возможным. На это может уйти как две недели, так и два месяца. «Процедура рассмотрения зависит от нагрузки, графика работы комитета Госдумы и законопроектов, которые стоят в очереди на рассмотрение. До совета Госдумы этот законопроект еще не дошел.
Отметим, что поводом для очередного витка инициатив по ужесточению ответственности водителей за нарушения ПДД в отношении спецтранспорта стал скандальный случай, который произошел в Петропавловске-Камчатском в январе 2017 года.
Тогда 21-летний молодой человек погиб, не дождавшись «скорой», которая не смогла попасть к пациенту из-за перекрытой другим автомобилем дороги.
По данным следствия, 10 января 2017 года около 22 часов молодой человек вместе со своим братом находился в одной из квартир по улице Циолковского. В какой-то момент мужчине стало плохо — он начал задыхаться и терять сознание, и его брат вызвал бригаду скорой медицинской помощи.
«Приехавшая по вызову бригада скорой медицинской помощи констатировала смерть молодого человека, — говорилось в официальном сообщении СКР. — Со слов медицинского персонала бригады «скорой», своевременно оказать помощь мужчине им помешал автомобиль под управлением женщины, препятствующий проезду автомобиля скорой медицинской помощи».
На записях с камеры видеорегистратора, установленного в машине медиков, было видно, как врачи, оказавшись во дворах, пытались подъехать к нужному дому по узкой дороге, заставленной с обеих сторон автомобилями. Навстречу «скорой» ехал другой автомобиль. Приблизившись, водитель спецавтомобиля включил «мигалку», в итоге обе машины остановились, подъехав вплотную друг к другу. При этом на записи было видно, что у встречного автомобиля сбоку есть место, куда можно свернуть, чтобы уступить дорогу медикам, однако банальная дорожная ситуация, в которой 99% водителей поступили бы именно так, приняла другой оборот.
После некоторой паузы и еще одной попытки включить сирену водитель «скорой» достаточно резко потребовал уступить ему дорогу. В ответ из иномарки вышел пассажир автомобиля и начал жестами показывать, чтобы «скорая» сама уступила ему дорогу.
В ходе перепалки пассажир встречной иномарки даже советовал водителю «скорой» ознакомиться с ПДД. В итоге спор растянулся на 10 минут — уступить дорогу спецавтомобилю автохамов вынудили вызванные медиками полицейские. Однако когда врачи все-таки попали в квартиру (они не доехали всего несколько сотен метров до нужного подъезда), пациент уже скончался. Врачи уверены, что шанс спасти молодого человека у них был.
Следователи назначили судебно-медицинскую экспертизу для установления причин смерти мужчины, после чего примут процессуальное решение, в том числе относительно и самих врачей. В итоге было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).