В столичной Госавтоинспекции решили кардинально решить проблему с уличными гонщиками, которые много лет подряд встречались в районе смотровой площадки Московского государственного университета (МГУ). Вместо того чтобы переманить любителей скорости и автомобилей, а также байкеров и поклонников тюнинга на обещанные еще год назад отдельные площадки, в ГИБДД решили просто запретить им въезд на так называемую «Смотру» в выходные дни. Об этом «Газете.Ru» рассказали местные жители, а после и один из авторов «Газеты.Ru» с трудом смог доказать остановившему его сотруднику ГИБДД в районе Мичуринского проспекта, что совсем не планирует устраивать гонки у стен МГУ.
Оказалось, проблемы с тем, чтобы попасть на традиционные встречи на ставшей культовой «Смотре», у автомобилистов стали появляться еще в прошлом году — уже тогда наряды ГИБДД строго отслеживали любой необычный автомобиль.
Между тем местным жителям и приехавшим к ним гостям порой приходится вести переговоры с сотрудниками ГИБДД, чтобы попасть по нужному адресу.
«Мы пытались повернуть с Косыгина на Мичуринский проспект, — рассказали «Газете.Ru» автомобилисты, которые ехали к друзьям вечером в воскресенье, 9 апреля. — Причин перекрытия нам никто никак не объяснял, просто сотрудники ГИБДД отправляли в объезд. Запускали только водителей, которые говорили, что едут на Мичуринский, 6. Видимо, местных жителей.
Мы объехали по предложенному варианту. Но на пересечении Университетского и Мичуринского проспектов вновь наткнулись на перекрытие.
Пришлось упрашивать сотрудников ГИБДД, чтобы нас пропустили. Мы объясняли, что до дома 300 метров, а объезжать по Мосфильмовской слишком долго. Когда мы ехали обратно, тоже пришлось вести беседу с гаишником. Документов у нас никаких не просили».
Жители близлежащих домов подтвердили «Газете.Ru», что такие «дозорные» появляются на улицах с вечера пятницы и дежурят до утра понедельника.
«Может, дежурят и чаще, но сталкивались с сотрудниками ГИБДД именно в это время, — рассказали москвичи. — На вопросы так и говорят: «Ловим нарушителей и гонщиков». В целом это, конечно, не очень удобно. Но если они действительно смогут таким способом отлавливать нарушителей ПДД, то почему бы и нет. Другое дело, что если перекрытия сделают постоянным, то пока непонятно, как добираться домой. Ну и чаще всего тут просто собирается молодежь, чтобы пообщаться и послушать музыку, а настоящие гонки устраивают другие люди по городу».
Что касается самих участников тусовки, то они не продали свои байки и спорткары, как, возможно, надеялись в ГИБДД, а просто передислоцировались на другие площадки города. Так, в одном из автомобильных сообществ запрет на доступ к смотровой площадке восприняли ожидаемо негативно. «Встречи проходят теперь в других местах, — рассказал «Газете.Ru» один из представителей сообщества стритрейсеров.
— Год назад были разговоры, что будет какая-то альтернатива, недорогая и удобная площадка. Если бы она находилась не в 100 км от Москвы, то автомобилисты туда подтянулись бы».
В свою очередь представитель крупнейшего в России сообщества стритрейсеров Smotra.Ru Руслан Акопян рассказал «Газете.Ru», что впервые заметил, что территорию перед МГУ стали перекрывать при помощи «поливалок», в середине марта. «Полицейские тогда сказали мне, что все это временно, — рассказал Акопян «Газете.Ru», — но гоняют теперь отовсюду — с территории у центральной клумбы, край улицы, так называемую «Мажорку», вовсе обнесли бетонными блоками. Сейчас все переехали на парковку за МГУ, но места там мало. В итоге едем в район «Москва-Сити», на другие площадки. Но в целом получается, что у клубов по интересам нет никакой альтернативы, где собираться без проблем. Никаких серьезных аварий, нарушений у МГУ не происходило. Мажоры-стритрейсеры так и будут ездить по улицам.
Здесь мы даже сами просили установить лежачих полицейских — никто бы не стал на них портить свои автомобили. Но нам отказали, мол, на этих улицах так делать нельзя. А перекрывать полностью, получается, можно».
Напомним, что впервые с идеей выделить московским стритрейсерам спецплощадку, где они смогли бы легально отвести душу и погонять, предложили в столичной ГИБДД летом 2016 года. «В настоящее время прорабатывается вопрос предоставления им определенной территории, где они смогут осуществлять заезды и показать свою удаль, не мешая людям шумом и ревом», — заявлял заместитель начальника УГИБДД по Москве Евгений Ефремов. Планируемое место встреч для стритрейсеров, по задумке, должно было быть удалено от жилой застройки.
При этом упоминалось, что в создании цивилизованных условий для стритрейсеров заинтересована и столичная мэрия.
Однако спустя год можно сказать, что идея если не провалилась, то точно застряла на согласовании вопроса цены. Так, оказалось, что все потенциальные площадки (в Сколково, на Варшавском шоссе в «Парке легенд») просят за аренду не менее 2–2,5 млн рублей в месяц. Что оказалось неподъемной суммой для автомобилистов.
Весной 2017 года глава московского управления ГИБДД Виктор Коваленко вернулся к вопросу о создании в городе специальной площадки для уличных гонщиков, однако дальше обсуждений этой идеи дело вновь не пошло. «Газета.Ru» направила соответствующий запрос в ГУ МВД России по Москве, ответ пока не поступил.
Но пока получается, что проблема осталась нерешенной, а просто менее очевидной. С видного места клуб прогнали, а новую площадку даже при большом желании в условиях столицы найти не выходит.
Между тем район МГУ действительно считается одним из излюбленных среди любителей адреналина. Одна из недавних историй оказалась связана с внедорожником Hummer H1, водитель которого, профессиональный гонщик Алексей Смагин, катался по заснеженным пешеходным дорожкам у Московского государственного университета и пытался заехать на лестницу здания. Свои действия Смагин охарактеризовал как баловство. «Я попытался развлечься, но, оказалось, сняли видео, и оно попало в интернет, хотя оно не первой свежести», — пояснял молодой человек. В итоге ему пришлось провести 14 суток под арестом за мелкое хулиганство.