Добавить оптимизма в прогнозы на 2017 и 2018 годы по продажам на российском авторынке пытаются участники отрасли и аналитики. Однако инструментов для того, чтобы убедить россиян тратить деньги на новые автомобили, не так много. Основные надежды по-прежнему связаны с господдержкой отрасли, отложенным спросом и потребностями в обновлении устаревшего автопарка. Кроме того, в числе инструментов по поддержанию продаж автокомпаний, имеющих производство в России, звучит и экспорт. Корреспондент «Газеты.Ru» побывала на конференции аналитического агентства «Автостат» под названием «Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы» и обсудила с представителями автокомпаний и дилерами их планы.
Надежда на прорыв в 2018 году
Директор по продажам «АвтоВАЗа» Виталий Осипов заявил, что кризисные годы научили специалистов компании всегда иметь несколько сценариев развития события. И рост продаж марки на 10% также есть в этом списке. «На протяжении двух месяцев текущего года мы фиксируем рост продаж примерно на 5%, и именно эту тенденцию мы попытаемся сохранить», — сказал Осипов.
В Renault считают, что, для того чтобы заинтересовать покупателей, необходимо, в частности, иметь высокий уровень локализации. Кроме того, важную роль в развитии сектора играют господдержка и экспорт.
В свою очередь в Subaru в отношении 2017 года выразили умеренный оптимизм. Динамичное развитие продаж на авторынке, по оценке руководителя марки в России Кеичи Сумида, начнется с 2018 года.
«Требуется время на то, чтобы люди изменили свое восприятие мира и решились покупать автомобили по новым ценам, — сказал Сумида.
— В текущем году мы планируем прирост продаж на 5%». С его оценкой перспектив роста продаж на российском авторынке согласился исполнительный директор Hyundai Алексей Калицев. «2017 год станет переломным и покажет небольшой рост, — считает Калицев.
— Но уже в 2018 году мы ожидаем, что продажи автомобилей в России вырастут на 10%.
Мы, в свою очередь, хотим удержать свою долю рынка и даже показать небольшой прирост».
На ГАЗе прогнозы более сдержанные. По оценке директора по реализации и маркетингу «Группы ГАЗ» Олега Маркова, в 2017 году авторынок покажет как минимум «нулевой» рост, а как максимум — 5-процентный. «Уровень господдержки отрасли остался на прежнем уровне, а значит, значительного роста продаж мы не увидим, — сказал Марков. — Структура экономики также оказывает свое влияние: так, сокращается количество предприятий малого и среднего бизнеса, которые являются одними из основных покупателей легкого коммерческого транспорта».
В компании Mitsubishi «Газете.Ru» заявили, что для развития отрасли ключевыми моментами станут господдержка в любой форме и экономическая стабильность в стране в плане курсовых разниц. «Несмотря на локализованную сборку в Калуге, у нас есть модели, которые импортируются, поэтому вопрос курсовой разницы для нас очень важен, — рассказала представитель пресс-службы бренда Екатерина Колесникова. — Мы надеемся, что глобальная политическая ситуация в стране будет положительной и окажет соответствующий эффект на макроэкономическом уровне. Конечно, важны и цены на нефть. При этом на ситуацию на авторынке заметно влияет обязательное внедрение система ЭРА-ГЛОНАСС, поскольку оснащение ею новых моделей требует дополнительных инвестиций».
При этом, по оценке представителя Mitsubishi, для того чтобы люди решились активнее тратить деньги на новые автомобили, необходимо адаптироваться к новым условиям и ценам.
«Многие автопроизводители несут потери из-за курсовых разниц, и в этом году без пусть и незначительного поступательного повышения цен не обойтись. Поэтому покупателям придется подстраиваться и выбирать, к примеру, покупать подержанный или новый автомобиль. Что касается 2018 года, то наши аналитики также придерживаются благоприятных прогнозов».
В компании Volvo одним из основных драйверов продаж автомобилей в России называют по-прежнему низкую автомобилизацию населения. А это означает, что без обновления автопарка никак не обойтись. «В России на 1 тыс. жителей приходится в разы меньше автомобилей, чем в Европе, — сказал «Газете.Ru» представитель пресс-службы марки Антон Свекольников. — А это означает огромный потенциал для роста. Объем российского авторынка может в будущем вернуться к отметке 3 млн единиц, но ожидать, что это произойдет в ближайшие три-четыре года, не стоит. По нашей оценке, это произойдет к 2020 году. Для этого необходимо несколько условий, в их числе наличие господдержки и стабильные цены на нефть».
Глава марки Audi в России Любомир Найман отметил, что особенность премиального рынка автомобилей в том, что он не так резко реагирует на экономический рост. При этом его прогнозы по отрасли позитивны. «Все макроэкономические показатели говорят о том, что рынок пойдет вверх, — считает Найман. — Рубль стабилен, инфляция на приемлемом уровне 4–5%, и готовность приобретать новые автомобили среди наших клиентов есть — они верят в стабильность на своей работе, и у них нет страха неопределенности в будущем».
Дилеры просят реальный план
Как рассказали «Газете.Ru» в Российской ассоциации дилеров (РОАД), небольшое восстановление продаж в дилерской среде ожидают в середине 2017 года. Однако в РОАД пожаловались, что ряд автопроизводителей навязывает им совершенно нереальные планы по продажам. При попытках скорректировать эти цифры производители грозят разрывом контрактов. В свою очередь глава дилерской компании «Мейджор» Михаил Бахтияров уверен, что автопроизводители, которые продолжают терпеть убытки из-за курсовой разницы, «очень хотят повысить цены». Эксперт считает, что количество людей, готовых лояльно воспринимать новые цены, будет снижаться. «Нефть дешевеет — автомобили дорожают, нефть дорожает — автомобили все равно дорожают, — говорит Бахтияров. — Автокомпании хотят получать прибыль, а не терпеть убытки, поэтому без повышения цен не обойтись. Как при этом можно прогнозировать рост продаж, я не очень понимаю. Поэтому у нас нет никакого плана по продажам, мы просто выживаем».
Напомним, что, по оценке PwC, в 2017 году продажи новых легковых автомобилей в России могут возрасти на 7% и достичь 1,4 млн штук. В последующие годы ожидается постепенное восстановление объемов производства, которое к 2021 году может составить 1,8 млн единиц при отсутствии внешних шоков. Отметим, что общий объем финансирования поддержки автопрома в 2017 году составит 62,3 млрд руб. Из них 17,4 млрд руб. будет направлено на адресные программы поддержки спроса на автотехнику. При этом Минпромторг планирует повысить планку максимальной стоимости автомобиля для участия в программе льготного автокредитования до 1,45 млн руб. В 2015 году максимальная стоимость автомобиля по этой программе была ограничена ценой 1 млн руб., а в 2016-м — 1,15 млн руб. По итогам предыдущего года в рамках программы льготного автокредитования при плане в 270 тыс. единиц техники по льготной кредитной ставке было реализовано 324 тыс. легковых автомобилей.