Счетная палата России выявила многочисленные нарушения, допущенные Минпромторгом при расходовании средств из федерального бюджета при закупке автомобилей скорой помощи в 2016 году. Такие данные следуют из аудиторского заключения ведомства. В рамках аудита проверку прошли также Автомобильный завод «ГАЗ», «Форд Соллерс Холдинг» и Ульяновский автомобильный завод, которые, собственно, и были главными поставщиками автомобилей для служб скорой помощи.
Половина «скорых» в стране нуждалась в замене
По данным Счетной палаты, на начало 2016 года в 85 российских регионах работало 22 329 единиц «скорых», в том числе 7267 автомобилей класса А, 13 387 — класса В, 1675 — класса С. Почти половина из них, 10 629 единиц (47,6%), эксплуатировалась более пяти лет и, согласно требованиям, нуждалась в замене.
В разрезе регионов износ автопарка составлял от 6 до 100%. В 14 субъектах износ автопарка составил от 70 до 100%, в 31 регионе — от 50 до 60%, в 40 — менее 50%.
Исправить катастрофическую ситуацию с обеспечением россиян качественными автомобилями скорой помощи президент России Владимир Путин поручил правительству вместе с региональными госорганами. Эта задача выполняется в рамках широко известной госпрограммы поддержки предприятий автомобильной промышленности — в целом на нее в 2016 году было выделено 50 млрд руб. Из них
на обновление парка автомобилей скорой помощи выделили 5 млрд руб. Это позволило закупить и поставить 2267 автомобилей для регионов.
Еще 40 автомобилей получило Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) России.
Таким образом, заявленная потребность в автомобилях скорой медицинской помощи класса В была удовлетворена на 27,2%, а класса С — на 13,6%. Потребность в обновлении автомобилей со сроком эксплуатации более пяти лет удовлетворена по классу В — на 38%, по классу С — 18,8%.
Госзакупки без скидок и не для медучреждений
Для приобретения автомобилей Минпромторг использовал форму закупки у единственного поставщика. Однако при этом, как выяснили в Счетной палате, не соблюдались требования закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Счетная палата упрекнула ведомство в том, что
в министерстве без видимых оснований не использовали метод сопоставимых рыночных цен при обосновании цены контрактов, заключаемых с единственными исполнителями.
«В качестве обоснования цены контрактов Минпромторг направил в правительство подготовленные единственными исполнителями плановые калькуляции затрат на 2016 год. При этом министерство, выступая в роли госзаказчика, не провело расчет цены контрактов», — говорится в отчете Счетной палаты.
Не понравилось Счетной палате и то, что в обосновании выбора единственных исполнителей
Минпромторг не сообщил о том, что необходимую доработку автомобилей осуществляли уже совсем другие организации.
Дело в том, что зачастую автопроизводители изготавливают машины, подготовленные для разного рода задач. Но что в итоге это будет, к примеру, «скорая» или машина МЧС, решает уже сам заказчик после закупки такой техники.
«Представленные данные автопроизводителей по калькуляции затрат на покупку автомобилей использовались Минпромторгом в качестве обоснования цены контрактов на 3 млрд руб. При этом меры по оптимизации цен, включая получение скидок в связи с увеличивающимся на 2 млрд руб. объемом закупок, не принимались», — заявил аудитор.
Кроме того, ряд автомобилей оказался оснащен в нарушение стандартов. Их переоборудование в 2017 году дополнительно потребует 418,9 млн руб. А некоторые получатели вовсе вызвали сомнения в своем статусе — они не имели права на оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» или же действующих лицензий. Простой закупленных автомобилей в этом случае может обернуться потерей 117,9 млн руб. из бюджета.
Новых «скорых» в глубинке не увидели
Критику со стороны Счетной палаты вызвал также непрозрачный механизм распределения новых автомобилей по субъектам Федерации. Так, Минздрав в начале прошлого года составил рейтинг регионов, которые нуждаются в замене парка «скорых». Однако аудиторы пришли к выводу, что в Минпромторге эти потребности, как и степень износа техники, при отправке новых автомобилей не учли.
Оказалось, что
наибольшее количество автомобилей получили Московская область (75 автомобилей, или 80,6% от заявленной потребности), Краснодарский край (73, или 34,1%), Саратовская область (71, или 41,5%), Санкт-Петербург (63, или 30,9%) и Республика Башкортостан (55, или 12,7%).
В то же время в таких регионах, как Республика Калмыкия, Забайкальский край, Курганская область, Удмуртская Республика, Республика Северная Осетия – Алания и Амурская и Брянская области, заявленная потребность была удовлетворена в пределах от 6,8 до 10,9%.
При этом, например, в Брянской области степень износа составляет 82,9%. На фоне этих цифр Приморскому краю, Тульской области, Севастополю, Республике Крым и Республике Марий Эл новых «скорых» поставили сверх заявленных потребностей.
Основное количество автомобилей поставлено в учреждения здравоохранения, расположенные в районных центрах регионов. При этом в отдельных регионах 50 и более процентов полученных автомобилей распределены учреждениям здравоохранения, расположенным в городах, республиканских, областных и краевых центрах.
«Таким образом, задача по улучшению медицинского обслуживания населения, проживающего в отдаленных районах, а также сельской местности, решена не полностью», — пояснил аудитор.
Как пожаловались «Газете.Ru» в одной из городских больниц Брянска, новых машин здесь не видели около восьми лет.
«Но вот прямо перед Новым годом город получил две партии новых автомобилей, кое-что досталось и нам, — рассказали в руководстве одной из больниц. — Власти пообещали, что в первом полугодии 2017 года будет еще одна поставка. В целом, конечно, машин не хватает, хотелось бы побольше».
В свою очередь, в межрегиональном профсоюзе медработников «Действие» считают, что главная проблема при замене устаревшего автопарка «скорых» — недостаточное количество средств, которые выделяются из федерального бюджета на эти цели.
«На переоснащение автомобилей скорой помощи действительно была выделена, казалось бы, существенная сумма. В действительности же ее недостаточно для того, чтобы модернизировать автопарки во всех регионах. В итоге кто-то получил нужное количество машин, кто-то — нет, но в целом проблема обновления автотранспорта не решена, — рассказал «Газете.Ru» сопредседатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал.
— Ситуация на станциях скорой помощи в регионах плачевная: пытаются экономить на всем. Водители постоянно перерабатывают, бывают даже случаи, когда их формально оформляют как ИП, чтобы уклониться от уплаты налогов».
Реакция ведомств
Поскольку закупка новых автомобилей скорой помощи продолжится и в 2017 году, в Счетной палате потребовали от Минпромторга учитывать названные недочеты.
Отметим, что всего на программу господдержки автомобильной отрасли в России выделено 62,3 млрд руб.
В свою очередь, в Минпромторге «Газете.Ru» заявили, что обязательно учтут замечания при реализации программы в 2017 году. Как пояснили в Минпромторге, затратный метод для определения цены закупки в полном соответствии с федеральным законом был неприменим в силу отсутствия аналогичных закупок автомобилей скорой и медицинской помощи. «Что касается вопросов оснащения автомобилей медицинским оборудованием, а также распределения по регионам, то мы тщательно отработаем эти моменты с Минздравом, который за них отвечает», — заверили в ведомстве.