По данным источников «Газеты.Ru», знакомых с предварительными подсчетами комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе объем авторынка составил около 79 тыс. новых автомобилей. Это на 3% меньше, чем в январе 2016 года.
Официальные данные будут опубликованы комитетом АЕБ в среду, 8 февраля.
Только трем маркам из первой десятки лидеров удалось начать год с роста продаж. В их числе лидирующая по продажам в России Lada, спрос на которую в январе оказался на 5% больше, чем год назад, — 16,3 тыс. автомобилей.
Также смогла увеличить объем продаж и Kia (на 14%, 10,3 тыс. единиц). Согласно пресс-релизу компании, рост спроса на модели марки на фоне неважных показателей у конкурентов позволил Kia получить в январе рекордно высокую долю всего авторынка — 13%. Еще одна марка, у которой зафиксирована положительная динамика, — Renault (на 4%, 5,2 тыс. единиц).
Все остальные крупнейшие игроки российского авторынка продолжают уходить в минус.
Больше всего просели январские продажи у Toyota — на 37%, до 3,8 тыс. автомобилей.
На 16% сократился объем продаж у Hyundai — марка реализовала в январе 2017-го почти 6,7 тыс. автомобилей. Компания Nissan смогла продать в январе 4,2 тыс. автомобилей — на 6% меньше, чем за этот же месяц в 2016-м. На 2% снизились объемы реализации у Volkswagen (4,7 тыс. единиц) и Skoda (3,5 тыс.).
Массовые марки, не являющиеся локомотивами российского авторынка, показывают в начале года разнонаправленную динамику.
Например, у Mazda (1,5 тыс. единиц) и Datsun (1,1 тыс.) продажи выросли на 7 и 11% соответственно. Марка Mitsubishi продала в январе на 11% автомобилей меньше, чем годом ранее, — 1 тыс. единиц. Компания Ford продемонстрировала идентичный прошлому году результат, реализовав 2,2 тыс. автомобилей.
Стоит отметить, что положение на авторынке в январе статистически не является надежным индикатором тренда для последующих месяцев года. Так, например, в январе прошлого года продажи новых машин ушли в минус почти на 30%, но в последующие месяцы ситуация менялась, и по итогам года рынок сократился на 11%.
Об этом говорят и опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. «Действительно, в январе у нас были не только длинные праздники, но и морозы — покупатели не так активно ездили по салонам, — говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. —
Наверняка ситуация на авторынке в последующие месяцы будет лучше. Для этого есть предпосылки: перспектива снижения ставок по кредитам, фактор накопленного за несколько лет спроса, стабилизация доходов населения».
«Результаты авторынка в январе не стоит переоценивать, поскольку мы анализируем его на фоне низкой базы прошлогоднего января, — говорит «Газете.Ru» директор дилерского центра «Ford РОЛЬФ Сити» Владимир Мирошников. — В целом снижение спроса в первом квартале было для нас ожидаемым».
Напомним, что, согласно прогнозу АЕБ, в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту.
В АЕБ полагают, что общий объем рынка будет равен 1,48 млн автомобилей — на 4% больше, чем в 2016 году.
Говоря о перспективах небольшого восстановления рынка, игроки во многом надеются на господдержку отрасли. Сейчас чиновники пытаются расширить действие программ по стимулированию спроса на новые автомобили. Например, как писала «Газета.Ru», в Минпромторге планируют повысить планку максимальной стоимости автомобиля для участия в программе льготного автокредитования с 1,15 млн до 1,45 млн руб. При этом дилеры просили увеличить лимит до 1,8 млн.
«Программа льготного кредитования — это единственный рабочий инструмент, способный поддержать платежеспособный спрос на автомобили популярных брендов на фоне повышения цен, — отмечает Мирошников. — Расширение ценового диапазона для автомобилей, которые попадают под действие программы, увеличит ее потенциал.
Вопрос лишь в том, насколько будет повышен максимальный лимит по стоимости автомобиля — действительно ли перечень автомобилей, доступных для покупки с привлечением льготного кредита, станет шире, или это будет лишь индексацией, призванной компенсировать инфляцию».