На протяжении пяти лет, с 2012 года, правительство России собирает утилизационные сборы с каждого нового легкового и грузового автомобиля, выпущенного в оборот. Сбор закладывается в конечную стоимость транспортного средства, поэтому в итоге оплачивают его обычные потребители и компании, закупающие автомобили. Формально плата за утилизацию вводилась, чтобы гарантировать владельцам транспортных средств их безвозмездную утилизацию в дальнейшем. С точки зрения государства утильсбор является инструментом обеспечения экологической безопасности.
Однако за прошедшие пять лет непосредственно на утилизацию машин из казны не было потрачено и рубля, а в проекте федерального бюджета до 2019 года правительство и вовсе решило не закладывать такие расходы.
В Госдуме хотят перемен
Система взимания утилизационного сбора нуждается в госпрограмме развития предприятий по утилизации. Об этом «Газете.Ru» рассказала глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. В ходе предварительного рассмотрения в Госдуме правительственного законопроекта «О бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» возглавляемый Тимофеевой комитет составил заключение, в котором раскритиковал нецелевое использование десятков миллиардов рублей, полученных от граждан в виде утилизационных сборов.
По сравнению с 2016-м в следующем году объем поступлений по утилизационному сбору с новых транспортных средств увеличится на 17,2 млрд руб. и составит 152,2 млрд руб.,
говорится в заключении комитета, с которым ознакомилась «Газета.Ru».
Прогнозируется рост поступлений в бюджет от сборов и в течение двух следующих лет. В 2018 году утилизация машин добавит казне 157,9 млрд руб., а в 2019-м — 163,7 млрд руб. То есть речь идет о гигантской сумме примерно в 0,5 трлн руб. Две трети этих денег будут уплачены при ввозе различных транспортных средств в России, а оставшаяся часть — компаниями, производящими автотехнику на территории страны.
Как отмечают в комитете, последовательный рост поступлений в бюджет обусловлен, с одной стороны, увеличением с 1 января 2016 года тарифов утилизационных сборов, а с другой стороны — прогнозируемым Минэкономразвития ростом объемов ввозимых в Россию транспортных средств.
«Часть средств, поступающих от уплаты утилизационного сбора, направляются на субсидии российским производителям транспортных средств, в частности на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест, затрат на использование энергоресурсов, а также затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной техники. В 2017 году эта сумма составляет 14,064 млрд руб., то есть 9,2% от поступлений утилизационного сбора», — отмечается в заключении комитета.
При этом на другие цели, связанные непосредственно с утилизацией, правительство деньги расходовать даже не планирует и, очевидно, использует эти средства, чтобы затыкать дыры в бюджете.
«Частью 8 статьи 24.1 федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрен механизм компенсации затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с осуществлением ими деятельности по утилизации транспортных средств после утраты ими своих потребительских свойств, — отмечают парламентарии.
— На указанные цели каждый год предусматривалась соответствующая сумма в расходной части бюджета, в среднем около 10–12 млрд руб. В представленном законопроекте такая сумма вообще не предусмотрена».
В то же время в комитете по экологии поясняют, что этот механизм компенсации затрат не был востребован и в предыдущие годы и соответствующие суммы в расходной части бюджета оставались неиспользованными. Причина проста: в России нет предприятий, которые могут подтвердить документально утилизацию транспортного средства целиком, включая металл, резину, стекло и другие компоненты.
«В этой связи, по мнению комитета, механизм компенсации требует корректировки в целях создания эффективной системы утилизации вышедших из употребления транспортных средств, — резюмируют в профильном комитете нижней палаты. — Возможно, следует рассмотреть вопрос о разработке отдельного мероприятия государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», направленного на создание соответствующих мощностей по утилизации транспортных средств».
Зачем и как вводился утилизационный сбор
Напомним, что впервые утилизационный сбор был введен в 2012 году: базовая ставка для легковых моделей составляла 20 тыс. руб., а для грузовиков и автобусов — 150 тыс. руб. Сбор платили импортеры автомобилей, а локальные производители могли взять на себя обязательства по дальнейшей утилизации машин. Таким образом правительство пыталось нивелировать негативный эффект от снижения ввозных пошлин после вступления России в ВТО, обеспечив поступление в бюджет не менее 50 млрд руб. в год. Однако из-за претензий ВТО с 2014 года сбор стал обязательным для всех.
Тем не менее правительство нашло способ косвенно компенсировать затраты российским автозаводам за счет промышленных субсидий, которые начали выплачиваться с 2014 года.
За 2015 год, по данным Федерального казначейства, поступления от утилизационного сбора составили 84,7 млрд руб. В начале 2016 года правительство резко повысило сборы с новых легковушек — сразу на 65%, что в итоге позволило обеспечить поступление уже около 135 млрд руб. в бюджет. Однако это повышение сборов, судя по проекту бюджета, также коснулось в основном ввозимых транспортных средств.
Деньги идут в бюджет и там растворяются
Эксперты отмечают, что государство не только не развивает сектор переработки автомобилей, но и не следит за тем, как этим занимаются частные предприятия.
«Сбор только называется утилизационным, но к процессу переработки автохлама не имеет никакого отношения,
— говорит «Газете.Ru» коммерческий директор компании «Орис Пром». — За частными компаниями, которые занимаются утилизацией, никто не следит. Таким образом, машины, подлежащие утилизации, могут просто попадать на свалку. В год на переработку отправляется около 2 млн автомобилей, но правильно утилизируется лишь 10% автомобилей. Можно только гадать, куда, например, сливаются все жидкости из остальных машин».
Эксперт по металлопереработке Михаил Родионов в свою очередь отмечает, что Минпромторг якобы изначально дистанцировался от проблем утилизации, когда в России был введен обязательный сбор.
«Чиновники из министерства тогда сказали представителям отрасли, что их дело — поддержать торговлю, а остальными вопросами должны заниматься правоохранительные и природоохранные органы,
— говорит Родионов. — С тех пор как был введен сбор, ни одной копейки из бюджета не было потрачено на создание утилизационных предприятий — у нас вообще нет ни одного такого государственного предприятия. Из этих денег, насколько мне известно, чиновники лишь оплачивали программу поддержки авторынка, связанную со сдачей автомобилей в трейд-ин, и утилизацию. Но на это расходовалась лишь малая часть тех средств, которые поступают в бюджет в виде утилизационных сборов».
Эксперт также указывает на ряд проблем в отрасли, связанных с отсутствием какого-либо контроля. «Госконтроля за утилизацией, по сути, нет.
В итоге машины зачастую не уничтожаются, а продаются в другие регионы, где каким-то образом их продолжают эксплуатировать.
Или же их разбирают на запчасти и продают так. Самое худшее, когда с автомобиля снимают все детали, которые можно продать, а остальное поджигают и сдают потом в лом», — уточняет он.
«Эти деньги идут в бюджет и там растворяются, — говорит «Газете.Ru» первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков. — У нас же даже правовой базы нет, не говоря уже о создании инфраструктуры».
«При этом во всем мире эти деньги (от 50 до 100 евро, заложенные в стоимость машины) поступают в специальные фонды, а оттуда их выделяют на компенсацию затрат частных фирм, занимающихся утилизацией», — поясняет Лысаков.