Официальные данные о положении дел на авторынке в октябре комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликует в среду, 9 ноября. По информации источника «Газеты.Ru» на авторынке, знакомого с предварительными подсчетами комитета АЕБ, падение продаж новых автомобилей в октябре продолжило замедляться: было продано примерно 125 тыс. машин, что на 4% меньше, чем в октябре 2015 года. Таким образом, с начала года в России продано уже 1,146 млн новых автомобилей — на 13,3% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Положительная динамика на авторынке фиксируется уже второй месяц подряд: до этого, в сентябре, падение продаж также замедлилось и составило 11%.
Лидер российского авторынка Lada показала в октябре один из лучших результатов по сравнению с конкурентами, реализовав 23,3 тыс. автомобилей. Она увеличила объем продаж на 13% к этому же месяцу прошлого года.
Марка Kia также отметилась ростом, продав 15 тыс. машин, это на 4% больше по сравнению с октябрем 2015 года. При этом, как отмечают в российском офисе компании, рыночная доля марки в России составила рекордно высокие 11,9%.
Более скромным оказался октябрьский результат у другого южнокорейского бренда — Hyundai. Компания показала нулевую динамику относительно прошлого года, продав 14,2 тыс. автомобилей.
Положительная динамика фиксируется и у других марок, лидирующих по объемам продаж на российском рынке. Так, бренд Renault улучшил результат октября прошлого года на 2%, продав 11 тыс. автомобилей, Toyota — на 16% (7,7 тыс. автомобилей), а Volkswagen — на 1% (7,4 тыс. автомобилей).
Из общего тренда выбивается Nissan, реализовавший 5 тыс. автомобилей, что на 17% меньше, чем в прошлом году. Продажи других массовых марок упали намного ниже рынка. Например, у Mitsubishi падение продаж в октябре составило 59%, у Chevrolet — 30%, у Mazda — 13%.
Всего в рейтинге продаж АЕБ участвуют около 50 марок, их совокупный результат продаж на российском рынке в октябре — падение на 4%.
Стоит отметить, что положительная динамика продаж у некоторых марок в первую очередь объясняется низкими результатами прошлого года. В октябре 2015-го все автокомпании из первой десятки показывали серьезный спад продаж, который измерялся двузначными числами. В частности, в прошлом месяце улучшили показатели те компании, которые больше всего просели в октябре 2015 года. Марка Lada тогда ушла в минус на 46%, Kia — на 17%, а Toyota — на 48%.
Чтобы улучшить свои результаты продаж, а заодно и очистить склады от стоков, многие дилеры уже готовятся к проведению традиционных новогодних акций, когда клиентам предлагают скидки или подарки при приобретении автомобилей уходящего модельного года.
Однако, скорее всего, в силу кризиса и отрицательных финансовых результатов ждать действительно ощутимых продаж, как это было до падения курса рубля, не стоит.
«Все изменения происходят только в зависимости от базы прошлого года, и говорить о значимости этой динамики не совсем правильно, — говорит «Газете.Ru» гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Но абсолют при этом держится на уровне 125 тыс. машин в месяц уже давно».
При этом некоторым премиальным маркам, по данным источников «Газеты.Ru», в отличие от массовых, удается не только вернуться к докризисным объемам продаж, но и превзойти их. Например, компания Lexus продала в прошлом месяце 2,2 тыс. машин (+85%). В 2012 году, когда российский авторынок достиг рекордно высоких показателей, в среднем за месяц японская марка реализовывала около 1,3 тыс. единиц.
Тем не менее и другие эксперты не спешат с выводами о восстановлении авторынка. «Мы не можем говорить о серьезном тренде к восстановлению рынка, даже несмотря на то что компания продолжает демонстрировать уверенную динамику на фоне стагнирующего рынка: +19% к результатам октября прошлого года, — говорит «Газете.Ru» директор дилерских центров Mercedes-Benz «Звезда столицы Каширка», «Варшавка» ГК «Рольф» Светлана Виноградова. — Речь может идти о традиционном оживлении спроса в конце года, связанном с мотивирующими предложениями от производителей и дилеров и очевидным повышением цен в будущем году».
По словам собеседницы «Газеты.Ru», результаты авторынка в ноябре и декабре прогнозировать достаточно сложно, но, вероятно, некоторые покупатели предпочтут приобрести автомобиль до Нового года и традиционного январского повышения цен. «На будущий год наш прогноз — сохранение продаж на уровне текущего года, но первый квартал будет очень тяжелым и, вероятно, хуже первого квартала 2016-го», — добавила Виноградова.
Иные факторы влияния на спрос называли ранее в АЕБ. «Темпы продаж в оставшиеся месяцы года будут зависеть от того, поверят ли покупатели или нет в продолжение государственных программ поддержки продаж, например программы трейд-ин, — говорил в начале октября председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Те, кто предположит, что окончание программ близко, могут ускорить принятие решения о покупке. Если большинство будет думать таким образом, то спрос на новые автомобили может кратковременно вырасти».
Цены вырастут из-за инфляции и желания окупить издержки
Между тем традиционный рост цен с приходом нового года участники рынка объясняют инфляцией. Кроме того, переписывать ценники ряд автопроизводителей вынуждают и дополнительные расходы на локализацию. «Индексация цен на автомобили следующего года выпуска начинается уже в ноябре-декабре, когда подводятся итоги ВВП и понятен примерный рост инфляции по итогам года», — рассказал «Газете.Ru» заместитель председателя правления ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев.
«Поэтому рост цен — это лишь вопрос времени и политики отдельных автопроизводителей. Как правило, в декабре и январе распродаются по самым выгодным ценам стоки прошлого года, а далее в автосалоны поступают новые модели уже по пересчитанной стоимости».
По оценке Зиновьева, ежегодный рост цен составляет 5–10% в зависимости от бренда, локализации производства и валютных колебаний.
«В этом году мы прогнозируем рост цен на уровне 5–7%, — говорит эксперт. — При этом рост цен после Нового года — это только первая волна, вторая наступит несколько позже, когда российские автодилеры уже не смогут удерживать цены и в целях сохранения рентабельности бизнеса будут вынуждены вновь поднимать цены на автомобили вслед за иностранными производителями».