Министерство транспорта России подготовило проект постановления правительства, вводящий в том числе ряд ужесточений для автомобилистов при прохождении техосмотра автомобилей. Соответствующий документ был ранее опубликован на портале regulation.gov.ru и в настоящий момент проходит процедуру публичного обсуждения.
Включенные в проект предложения, как отмечают в ведомстве, направлены на повышение качества осуществления технического осмотра в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В подготовке инициативы принимали участие Российский союз автостраховщиков (РСА) и представители профессионального сообщества операторов техосмотра.
В частности,
проект поправок в Правила проведения техосмотра по сути вводит запрет на установку прозрачных защитных пленок на фары транспортного средства — с такими пленками пройти техосмотр и получить диагностическую карту в случае вступления постановления в силу больше не удастся.
«Установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов, в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок, не допускается» — таким пунктом чиновники предлагают дополнить действующие правила.
Примечательно, что ПДД не запрещают устанавливать такие пленки на фары транспортных средств (п. 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).
Кроме того, новые правила техосмотра, разработанные Минтрансом, запрещают вносить в конструкцию ТС изменения, не предусмотренные руководством по эксплуатации автомобиля, которое, как поясняют эксперты, не является юридически значимым документом.
Например, по инициативе ведомства нельзя будет пройти техосмотр, если на стекле автомобиля отсутствует стеклоомыватель или стеклоочиститель, хотя изначально был предусмотрен производителем.
В законопроекте указано, что в силу он может вступить с марта 2017 года.
«В этом проекте есть масса фактических неточностей и противоречий, — говорит «Газете.Ru» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. — Допустим, разбилось заднее стекло, и его заменили на новое, но без стеклоочистителя. У нас в законе вообще нет требования, чтобы заднее стекло было чистым. Кроме того, чиновники ссылаются в этом пункте на руководство по эксплуатации автомобиля — это необоснованно, ведь оно не является юридически значимым документом, да и его попросту может не быть у автовладельца. Да и оператор техосмотра скорее всего не будет иметь доступ к руководству по эксплуатации всех без исключения автомобилей. Кроме того, прозрачную пленку на фары почему-то называют защитным элементом и запрещают ее».
Собеседник «Газеты.Ru» отмечает, что не согласен с аргументацией в пользу того, что необходимость внесения изменений продиктована правоприменительной практикой. «Это далеко не очевидно, потому что в большинстве регионов техосмотр сейчас, как и раньше, является формальностью — по сути его никто не проходит, — говорит представитель НАС. —
Конечно, порядок в этой сфере нужно наводить, но при этом крайним не должен быть автовладелец, автомобиль которого из-за непроработанного закона не пустят на дороги.
Мы будем предлагать свои поправки через официальный портал правовой информации — законопроект безусловно нуждается в корректировке».
В РСА «Газете.Ru» пояснили, что их эксперты принимали участие в подготовке законопроекта, но не были инициаторами внесения пунктов о стеклоочистителях и пленках. «Мы предлагали внести изменения в подходы к осмотру, — говорит вице-президент РСА Сергей Ефремов. — Например, по действующему законодательству техник может пользоваться органолептическим методом либо проводить техническое диагностирование. Мы предложили прописать этот пункт так, чтобы осмотр включал оба способа проверки.
Таким образом удастся избежать уловок операторов, которые сейчас могут сказать, что техник потрогал-посмотрел и выявил, скажем, люфт в рулевой колонке».
Напомним, как писала «Газета.Ru», правительство России готовит масштабную реформу по контролю за техосмотром, в результате которой следить за деятельностью операторов — частных фирм и индивидуальных предпринимателей — будет государство в лице Ространснадзора. Аккредитовать операторов, как и сейчас, будет РСА. При этом за непройденный техосмотр автовладельцев могут начать штрафовать с помощью автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД.