Громкий уголовный процесс над сыном топ-менеджера «ЛУКойла» Русланом Шамсуаровым и его приятелями Абдувахобом Маджидовым и Виктором Усковым, устроившими в мае гонки с гаишниками, который завершился в понедельник оправдательным приговором по основной статье, может породить волну инициатив, направленных на ужесточение законодательства для водителей.
Напомним, что Гагаринский районный суд Москвы вынес обвинительное заключение в отношении Шамсуарова и Ускова, но только по статье за оскорбление полицейских, которая не предполагает наказания в виде лишения свободы — суд назначил им по 300 часов обязательных работ. Маджидов, сидевший за рулем внедорожника Mercedes Gelandewagen, и вовсе был оправдан судом. По основному обвинению в создании угрозы жизни и здоровью сотрудников полиции, по которому гособвинение просило для всех фигурантов более двух лет реального срока в колонии, суд вынес оправдательный вердикт.
Ввиду того что молодых людей сразу после инцидента успели привлечь за мелкое хулиганство, следствие не без труда подобрало статью УК для обвинения, но суд посчитал, что действия подсудимых были квалифицированы некорректно.
После оглашения приговора в президентском Совете по правам человека (СПЧ) заявили, что такое мягкое наказание может спровоцировать негативные явления на дорогах. «Я все-таки думаю, что если бы был реальный срок, как это заявлялось в самом начале, то жесткое наказание явилось бы сдерживающим фактором в таких случаях, — заявил член президентского СПЧ Кирилл Кабанов. — А вот эти все дополнительные работы, снятие обвинения по поводу угрозы физического насилия в отношении сотрудника полиции, я думаю, станут нехорошим сигнальчиком всей нашей системе».
Как выяснила «Газета.Ru», после не вполне удавшегося уголовного преследования «золотой молодежи» за гонки с полицейскими на ситуацию обратили внимание и в Общественной палате РФ (ОП). Решение суда там не критикуют, но в то же время намерены направить в Госдуму инициативу по внесению изменений в УК, чтобы такие ситуации, когда водитель уходит от погони сотрудников полиции, можно было однозначно квалифицировать как уголовное преступление.
Об этом «Газете.Ru» рассказал председатель комиссии ОП по безопасности Антон Цветков. «Чтобы не возникало вопросов, я уже давно предлагал ввести уголовную ответственность за неоднократное игнорирование водителем требования сотрудников полиции остановиться, — говорит Цветков. —
Не остановился по первому требованию — административная ответственность, но если «не заметил» сигналов сотрудника ДПС еще два раза — уже уголовная.
Мы соберем по этой теме «круглый стол», еще раз обсудим необходимость внесения изменений в законодательство и направим инициативу в Госдуму».
Собеседник издания отмечает, что приговор «золотой молодежи» на Gelandewagen, по его мнению, справедлив. «Когда этих лихачей отпустили после погони, я сразу сказал, что они не подчинились требованиям сотрудников полиции, за что в итоге и получили 15 суток административного ареста, а также оскорбили полицейских, — говорит Цветков. —
Второго состава уголовного преступления — создания угрозы жизни и здоровью полицейских — я там не увидел, хотя, может, прокуратуре больше известно. Поэтому приговор считаю абсолютно справедливым. Конечно, когда случай вызывающий, наказание должно быть достаточно строгим, но только за те преступления, которые совершены.
В то же время тем, кто хотел бы более сурового наказания именно для него (Руслана Шамсуарова. — «Газета.Ru»), я бы предложил обратить внимание на то, сколько таких инцидентов заканчивается сегодня лишь привлечением к административной ответственности. Ведь если бы не трансляция в Periscope, и в этом случае никто уголовного наказания не получил бы».
Однако в Госдуме пока не видят причин вносить поправки в УК. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков считает, что оправдательный приговор водителю и пассажирам Gelandewagen не требует ужесточения законодательства.
«Статей в УК достаточно — остается только вопрос квалификации, — говорит Лысаков «Газете.Ru». — Якунин (бывший глава МВД Москвы Анатолий Якунин потребовал от подчиненных строго наказать лихачей. — «Газета.Ru») был прав в том, что можно шире использовать законодательство и правоприменение. Если реально есть провокационное антиобщественное поведение, то можно квалифицировать такие действия как уголовное преступление».
Лысаков отмечает, что лихачи на Gelandewagen заслужили реальный срок. «Как депутат обсуждать решения другой ветви власти не могу, но как автомобилист считаю, что наказать их надо было более жестко, — говорит собеседник. — Они действительно создавали реальную угрозу безопасности пешеходов, других участников движения и полицейских. С точки зрения примера для других — приговор тоже слишком мягкий. Хорошим примером для этой социальной группы стал бы реальный срок.
А так они только прославились и все обошлось. Такого сигнала для общества и «золотой молодежи» с деревянными мозгами явно недостаточно».
Адвокат Сергей Жорин полностью солидарен с решением Гагаринского районного суда и отмечает, что если правоохранительные органы и общественность хотят более строго наказывать автомобилистов за такое поведение, то это можно осуществить, только внеся изменения в закон. «Я приветствую такое законное и обоснованное решение суда по этому делу, — говорит Жорин «Газете.Ru». —
Аплодирую судье, которая не побоялась упреков в предвзятости и общественного порицания. Оправдательных приговоров у нас крайне мало — в 1937 году и то было больше.
Суды часто идут на поводу у общественного мнения, игнорируя закон. В данной же ситуации, совершенно очевидно, не было состава преступления. Конечно, такое поведение безнаказанным оставаться не должно. Но если нет нормы права, то это не означает, что надо натягивать за уши статьи».