Прокуратура Кельна наложила штраф на «дочку» немецкого железнодорожного концерна Deutsche Bahn — компанию Schenker. Взыскание наложено на российское представительство компании. Следователи установили факт выплат в виде взяток за прохождение без очереди на таможне контейнеров с запчастями в порту Санкт-Петербурга на сумму около 1,7 млн евро. В итоге с компании взыскали эту сумму и постановили выплатить штраф в 300 тыс. евро. Соответствующее решение вскоре будет вручено российскому офису.
По данным немецких СМИ, деньги поступали на счета в Швейцарии и на Кипре, которые принадлежали некой российской фирме, базирующейся на одном из офшоров Карибского бассейна.
Стоит отметить, что полноценного разбирательства у немецких следователей не получилось — компания Schenker признала вину, согласилась на штраф, после чего следствие по делу компании завершилось.
«Обвинение предъявлено по статье 334 Уголовного кодекса Германии о подкупе официальных должностных лиц. Но данный факт представляет лишь определенную степень подозрения, так как не было полного судебного разбирательства», — цитирует RNS представителя управления по борьбе с экономическими преступлениями прокуратуры Кельна Даниэля Волльмерта.
Расследование злоупотреблений велось с 2013 года, а сама система выплат за ускоренное прохождение таможни действовала с 2004 года. Впрочем, доказанные эпизоды включают период с 2010 по 2012 год. Именно тогда российский авторынок переживал серьезный подъем и производство машин в стране стремительно росло. В этих условиях бесперебойные поставки комплектующих были жизненно необходимы любому предприятию, что в итоге и могло способствовать появлению преступной схемы.
Ранее сообщалось, что прокуратура заподозрила в причастности к преступной схеме восьмерых сотрудников Schenker, двух сотрудников Ford, якобы знавших о преступной схеме, а также еще одного представителя российской компании, выполнявшего функции посредника.
О том, кто конкретно получал деньги, никаких данных в открытых источниках нет и, скорее всего, уже не будет.
Судя по всему, все упомянутые фигуранты дела — граждане России, и при расследовании у немецких следователей возникли проблемы. «Российские власти знают о нашем расследовании. Решающие доказательства находятся на территории России, свидетели проживают в России: в Санкт-Петербурге и Москве. Когда свидетели отказываются приехать в Германию на слушания, а подозреваемые, находящиеся на территории России, отказываются представить документы, это, конечно, влияет на ход нашего расследования и, возможно, его результат», — цитирует РНС прежние высказывания Волльмерта.
Несмотря на штраф основному фигуранту дела, окончательное разбирательство еще не закончено и вскоре штраф могут присудить и самой компании Ford, ведь против двух ее сотрудников в прошлом году было возбуждено уголовное дело.
«Мы сообщили Ford о возможном наложении штрафа», — сообщили в минувшую пятницу в прокуратуре Кельна.
В Ford от скандала стараются дистанцироваться, тем более что сейчас компания с немецкой логистической фирмой уже не сотрудничает.
«Ford Sollers не работает с Schenker. Мы строго следуем законодательству и бизнес-этике во всем мире и ожидаем соответствующего отношения к бизнесу и наших партнеров. Мы окажем полное сотрудничество правоохранительным органам», — прокомментировали ситуацию «Газете.Ru» в российском офисе компании.
О том, какую помощь оказывали или оказывают немецким коллегам российские правоохранительные органы, ничего не известно. При этом в таможне говорят о непричастности ведомства к скандалу.
Как сообщает РНС, проверка Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) не выявила никаких нарушений со стороны должностных лиц по данному делу.
«Указанная территория находится за пределами зоны таможенного контроля в пункте пропуска, в связи с чем не является местом работы должностных лиц таможенных органов»,
— отметил глава управления Александр Гетман.
Это не первый скандал вокруг взяток автопроизводителей российским госорганам. До сих пор не поставлена точка в многолетнем и гораздо более скандальном деле, связанном с госзакупками российскими силовыми структурами автомобилей Mercedes. Как установили власти США, немецкий бренд тратил миллионы на взятки ответственным за закупки автомобилей должностным лицам во многих странах мира, в том числе и в России.
Уголовное дело в России было возбуждено осенью 2010 года, когда данные факты подтвердились. И лишь в 2015 году дошло до суда.
Обвинение было предъявлено нескольким сотрудникам МВД и ФСО, а также бывшему сотруднику российского офиса Mercedes, однако судебный процесс над ними из-за бюрократических формальностей до сих пор не начался.