Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Авторынок докатился до миллиона

Российские продажи новых автомобилей в сентябре упали на 8%

Продажи новых автомобилей в России продолжают падать. По итогам сентября россияне купили примерно на 8% машин меньше, чем годом ранее. По итогам трех кварталов спрос упал на 14%, а общая сумма реализованных автомобилей едва перевалила за миллион. Эксперты прогнозируют замедление падения рынка, но в долгосрочной перспективе они ожидают рост цен на 15–20%.

По данным «Газеты.Ru», в сентябре на российском авторынке было продано около 130 тыс. новых автомобилей, что на 8% меньше по сравнению с сентябрем 2015 года. Общее падение продаж новых автомобилей по итогам трех кварталов достигло 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с начала года в стране было продано около 1 млн 26 тыс. машин, что является рекордно низким показателем за многие годы.

Стоит отметить, что всего несколько лет назад продажи машин в России достигали 3 млн в год.

Кто в плюсе

На фоне общего упадка несколько компаний в сентябре смогли увеличить продажи. Так, реализация машин Lada подросла по сравнению с прошлым сентябрем на 5%. Марка отправила дилерам 22 837 автомобилей. Также выросли продажи: Renault (+15%) — 10 474 автомобиля, Toyota (+18%) — 8419, Volkswagen (+4%) — 7550, Lexus (+51%) — 2301 автомобиль.

На 4% вырос уровень реализации машин Skoda. Всего чешская марка продала в сентябре 4,8 тыс. автомобилей. В сентябре бестселлером Skoda в России вновь стал компактный лифтбэк Rapid: продажи модели выросли на 5,7% и составили 2207 автомобилей. Octavia стала второй. Продажи этой модели выросли на 7,6%, всего клиентам передали 1886 автомобилей. Компактный кроссовер Yeti выбрали в сентябре 597 покупателей.

Кто в минусе

По сравнению с показателями прошлого сентября заметно просела компания Kia (-17%). При этом продажи (13 398 машин), по оценке компании, все равно стали лучшими за весь текущий год. Общий объем продаж Kia с начала года составил 106 708 автомобилей. Согласно предварительным данным,

по итогам трех кварталов 2016 года Kia сохранила за собой первое место по объему продаж среди иностранных брендов в России с расчетной долей рынка 10,4%.

Бестселлерами марки на российском рынке остаются Rio (в сентябре было реализовано 8014 седанов и хетчбэков Kia Rio, а общий объем продаж модели с начала года достиг 62 279 единиц), Sportage (в прошлом месяце на этой модели остановил выбор 1871 покупатель, объем реализации модели в России за три квартала составил 13 119 единиц) и Cee'd (1147 проданных автомобилей в сентябре и 11 616 единиц за девять месяцев).

Не столь ощутимо, но падают продажи и Hyundai (-6%). Так, в сентябре марка реализовала 14 200 автомобилей. Всего за девять месяцев этого года в России продано 101 238 новых автомобилей. Самой продаваемой моделью бренда в России остается Solaris — в сентябре дилеры продали 6498 единиц. Подбирается к позициям бестселлера марки и новый компактный кроссовер Creta (5058 единиц), который «Газета.Ru» совсем недавно протестировала на Алтае. На третьем месте, с куда большим отрывом, находится кроссовер Tucson (599 единиц).

Также, по данным «Газеты.Ru», в сентябре Ford продал 3515 (-27%), Mazda — 2482 (-22%), Mitsubishi — 1443 (-52%), Volvo — 723 (-17%), Chevrolet — 1890 автомобилей (-56%). Традиционно продолжают падать и французы из PSA. Так, Peugeot продал 302 автомобиля (-41%), а Citroen — 243 (-54%).

Выиграют те, кто вложился в локализацию

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает в ближайшие два-три года вперед вырвутся те производители, которые серьезно вкладывались в расширение производственных мощностей и в локализацию. К примеру, это Nissan, Mazda, Ford, которые имеют большие площадки в России, за счет которых можно быстро нарастить производство.

«В настоящее время перспектива сворачивания господдержки программ по трейд-ину и утилизации не так сильно беспокоит автопроизводителей, — говорит Лукашов «Газете.Ru». — Куда бóльшая проблема для них то, что в 2018–2019 годах истекает срок постановления №166 о локализации, которое позволяет автопроизводителям получать субсидии и одновременно снижать издержки по производству автомобилей в России с последующей перспективой их экспорта».

При этом, по оценке эксперта «Газеты.Ru», в России насчитывается около 2 млн потенциальных первых покупателей машин, которые откладывают покупку по разным причинам.

«У таких людей в приоритете находится покупка квартиры, расходы на образование детей, — говорит Лукашов «Газете.Ru». — В этом плане мы выгодно отличаемся от развитых стран, где у большинства домохозяйств машины уже есть.

И маркетологи должны убедить их в том, что машину нужно поменять. Падение реальных доходов населения привело к тому, что сохраняется устойчивый спрос на автомобили нижнего ценового сегмента (до 600 тыс. руб.) и на автомобили верхнего ценового сегмента (от 3 млн руб.). То есть состоятельные люди как покупали дорогие автомобили, так и покупают их. А средний класс переключился на самые бюджетные варианты. Эта ситуация будет сохраняться до тех пор, пока цены на нефть будут невысокими, а экономика будет сохранять свою сырьевую направленность».

Цены будут расти

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов уверен, что замедление падения спроса в краткосрочной перспективе все-таки ожидается. Но в долгосрочный период, то есть в ближайшие полтора-два года, на рынок начнут оказывать влияние такие факторы, как прекращение действия соглашений о промсборке, отказ от программ утилизации и трейд-ин.

«Это будет способствовать росту цен в бюджетном сегменте на 15–20%, — говорит Антонов «Газете.Ru». — Рост цен при этом будет планомерным и привнесет сопоставимые потери уровня продаж опять же в пределах 15%».

Лучше всего, по оценке эксперта, себя будут чувствовать производители, концентрирующиеся в бюджетном сегменте. При этом тройка лидеров в нем — «АвтоВАЗ», Kia и Hyundai — вряд ли претерпит изменения. Он уверен: то, что текущие показатели продаж бюджетных «корейцев» заметно просели в сентябре, не отменяет того факта, что продаются они значительно лучше, чем «европейцы» в том же сегменте, например такие, как VW и Toyota. Последние хотя и демонстрируют рост продаж по итогам периода, в абсолютных величинах все так же далеки от «народных» марок.

<3> Как отмечает в беседе с «Газетой.Ru» PR-директор компании «Рольф» Светлана Браницкая, в последнее время премиум-марки перестали быть основным локомотивом рынка, а

позитивные результаты демонстрируют массовые бренды, получившие максимальную выгоду от программ господдержки. По ее словам, с сокращением этих программ или изменением их условий расстановка сил на рынке может снова измениться.

«Оснований прогнозировать рост авторынка в обозримом будущем у нас нет, — считает Браницкая. — Напротив, лишь благодаря программам господдержки рынок удерживается от еще более стремительного падения. При этом программа утилизации практически исчерпала свой потенциал. А вот программа льготного кредитования стимулирует спрос заметно более эффективно. В брендах, где под ее действие попадают модели, обеспечивающие основные объемы продаж (например, Ford, Hyundai), по госпрограмме проходит до трех четвертей кредитных сделок. Однако искусственное ограничение максимальной цены моделей, которые могут участвовать в программе, на уровне 1,150 млн руб., оставляет без поддержки продажи многих современных и технологичных моделей, продаваемых в России. Поэтому отмена верхнего ценового порога даст рынку новый импульс».

Отметим, что, по данным Минпромторга, с января по август в России по программам льготного кредитования куплено 178 980 автомобилей.

Новости и материалы
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Подполковник США дал Зеленскому совет, как стать настоящим лидером Украины
Менеджер Усика на претензии из лагеря Фьюри к судьям: всегда жалуется
Жители Суджи рассказали о жизни во время оккупации ВСУ
ВСУ повредили 17 объектов культурного наследия в Рыльске
В Японии у АЭС разместят палатки, защищающие от радиоактивных частиц
BMW выявила канал поставки своих машин в Россию в обход санкций
В Абхазии возобновляется подача электричества
В Госдуме призвали проверить Боню за поддержку Усика на нарушение законодательства РФ
В Чечне произошел взрыв газа в жилом доме
Беглов рассказал о безопасности в Петербурге перед праздниками
Все новости