Московские таксисты оказались недовольны новыми тарифами, которые им предложил сервис «Яндекс.Такси». О предстоящих изменениях водителей проинформировали еще в апреле, однако реакция от них последовала только сейчас, когда обновления заработали. Так, с 19 сентября в «Яндекс.Такси» снизили минимальную стоимость поездок по всем тарифам в Москве. В частности, по тарифу «Эконом» она уменьшилась со 199 до 99 рублей. Днем за эту сумму можно совершить поездку длиной 2 км и продолжительностью 5 минут (раньше продолжительность минимальной поездки была 10 минут). Каждый следующий километр и каждая дополнительная минута в дороге будут стоить по 9 рублей. Для тарифов «Комфорт», «Комфорт+» и «Минивэн» стоимость минимальной поездки подешевела на 100 рублей, до 199 рублей, а для тарифа «Бизнес» — до 299 рублей. Основной посыл изменений – сделать короткие поездки на такси дешевле и привлечь дополнительный трафик.
Чтобы выразить свое несогласие после обсуждений на профессиональных форумах, около 40 водителей на своих автомобилях прибыли вечером во вторник, 20 сентября, к офису «Яндекса» в Москве и попытались заблокировать движение по улицам Тимура Фрунзе и Льва Толстого.
Массовый клич на проведение несанкционированного митинга был брошен и через соцсети. Такая реакция таксистов для «Яндекса» оказалась полной неожиданностью: никаких жалоб и предупреждений им не поступало. Тем не менее на место митинга оперативно приехали сотрудники полиции, которые объяснили участникам, что акция неправомерна, после чего таксисты быстро разъехались. При этом, как рассказали «Газете.Ru» участники акции, они до пяти утра ездили по городу и общались с другими таксистами.
Будут игнорировать «Яндекс»
В результате таксисты «Яндекса» заявили, что с 23 по 26 сентября будут игнорировать заказы от сервиса.
По их словам, главным образом это может коснуться утреннего и вечернего периодов. Есть и те, которые просто намерены отказываться от поездок по тарифу «Эконом». По оценке председателя общественного движения таксистов России «Форум такси» Олега Амосова, этот шаг может стать первым в череде акций таксистов. Он предположил, что на маршруты могут не выйти до 1 тыс. водителей. Однако эксперт считает, что на работу сервиса в целом это не окажет серьезного воздействия — возможно, увеличится время ожидания машины. По словам Амосова, таксистов возмутила не только стоимость минимальной поездки, а способ распределения заказов.
К примеру, если раньше можно было отсекать короткие дешевые поездки, когда ты находишься далеко от заказчика, то теперь это делает «робот». В итоге оказывается, что на двухминутную поездку приходится тратить 10 минут, чтобы добраться до пассажира.
Получается, что при относительно небольшой экономии для клиента, в 40–50 рублей при поездках по центру, водители при этом теряют ощутимую часть дохода.
«Эти тарифы «Яндекс» обкатывал несколько месяцев, — говорит Амосов «Газете.Ru». — У людей была возможность заранее высказать свое недовольство, а в итоге получилось несогласованно, без обращений в профсоюз, который мог бы им помочь, без официальных согласований. А мы ведь знаем, как это сделать и организовать на достойном уровне.
На самом деле такой «бюджетный» тариф напрашивался давно, и мы в целом не против него. Он бы хорошо пошел при работе в Московской области, которая постоянно растет, и 100 рублей за поездку там считается хорошей оплатой.
Настораживает именно общее снижение цен, а не стоимости минимальной поездки.
Есть еще претензии — к примеру, в «Яндексе» убрали часть функционала, ввели дополнительные «заморочки». Например, привязка к навигатору, который иногда предлагает объезд 10-минутной пробки по маршруту, который по факту растянется на три часа. А если клиенту не понравится, что вы поехали не по навигатору (и при этом сэкономили его время и деньги), с баланса водителя без его ведома спишется предполагаемая разница в стоимости маршрутов, которая оценивается некорректно».
По словам председателя организации «Форум такси», «Яндексу» давно следовало бы открыть «прямую линию» для водителей и пассажиров, чтобы принимать жалобы напрямую. Что касается самих таксистов, им лучше отстаивать свои права организованно, а не разрозненными акциями.
В «Яндекс.Такси» забастовок не боятся
В пресс-службе «Яндекс.Такси» «Газете.Ru» заявили, что сообщения о забастовках — просто реакция на изменения. «За почти пять лет работы «Яндекс.Такси» в прессе не раз появлялись сообщения о планируемых забастовках водителей, инициированных отдельными активистами, — говорит представитель сервиса Элина Ставиская. —
Однако еще ни одна из этих забастовок в реальности не состоялась. Сервис работает и будет работать в обычном режиме».
По ее словам, снижение тарифов было тщательно подготовлено, просчитано и протестировано с точки зрения интересов как пользователей, так и водителей. «В частности, в течение предыдущих пяти месяцев в «Яндекс.Такси» в Москве работал тариф «Экспресс» с теми же условиями, что сейчас в новом «Экономе»: 99 рублей за первые 2 км и 5 минут и далее — по 9 рублей за километр и минуту. Отличие было только в том, что «Экспресс» работал только в часы пониженного спроса, то есть в основном днем и глубокой ночью. За эти пять месяцев в системе в полтора раза увеличилось число коротких поездок длительностью до 5 минут, а также в полтора раза увеличилось число заказов на каждого водителя. Это значит, что водители успевали за смену сделать больше заказов, то есть их доход не уменьшился, а у некоторых даже увеличился», — говорит Ставиская.
Кроме того, по словам собеседницы, представители «Яндекс.Такси» обсуждали новые условия с партнерскими таксопарками, а также с некоторыми водителями. «Было много вопросов и обсуждений, и в итоге новые условия всех удовлетворили», — резюмирует Ставиская.
Новые тарифы привлекут трудовых мигрантов
По мнению координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, снижение тарифов ударит по заработку водителей, а в конечном счете негативно скажется и на пассажирах.
При старых тарифах таксисты в Москве и так зарабатывали чистыми немного — 200–250 рублей в час. Теперь будут еще меньше. Рынок уже захвачен мигрантами, готовыми работать за копейки, и теперь их станет еще больше.
Москвичей начнут возить исключительно водители из Средней Азии, которые, возможно, купили права и первый раз в жизни увидели Москву. Кроме того, работа таксиста очень тяжелая: к концу 12-часовой смены водитель утомляется так, что перестает замечать разметку, светофоры. После снижения тарифов водители станут работать дольше, что плохо скажется на безопасности перевозок.
По мнению собеседника, изменение тарифов не ограничится «Яндекс.Такси» и конкурирующие сервисы, Uber и Gett, также будут снижать тарифы в ответ. «Протесты не помогут, — убежден Шкуматов. — Надо законодательно ограничивать минимальный тариф на перевозки легковым такси, но даже это уже не может исправить ситуацию».