«Не без проблем и дискуссий» в правительстве России все-таки изыскали более 100 млрд рублей на строительство автодороги Керчь — Севастополь в Крыму. Грандиозная стройка рассчитана на период до 2020 года.
О судьбоносном решении в понедельник в Севастополе заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании о перспективах дорожного строительства на полуострове. Генеральным подрядчиком строительства дороги определено петербургское ЗАО «ВАД».
Еще относительно недавно глава Крыма Сергей Аксенов говорил, что стоимость четырехполосной автотрассы «Таврида» через весь полуостров составит около 85 млрд рублей. В последующих заявлениях Аксенова стоимость трассы выросла на 43 млрд рублей — до 128 млрд. В минувшую пятницу вице-премьер Крыма Олег Казурин заявил уже о 139 млрд, необходимых для «Тавриды». В понедельник эти цифры подтвердил и сам глава Крыма.
«Проектирование по «Тавриде» будет осуществлено в этом году, контракты все заключены, — сказал Сергей Аксенов. — На строительно-монтажные работы по этому проекту будет подведена сумма ориентировочно 139 млрд рублей». Открыться дорога должна вместе с запуском Крымского моста — в конце 2018 года.
Из необходимых 139 млрд выделят более 100 млрд рублей
Оценивая выделенную Крыму сумму, Медведев назвал ее более чем значительной.
«На совещании у меня мы нашли необходимое финансирование для строительства дороги в полном объеме, — сказал Медведев.
— Сумма более 100 млрд рублей такова, что требует самого внимательного отношения.
Максимальная цена дороги и уже определенные параметры корректировке не подлежат. Но к осени должны быть подготовлены документы на технологический ценовой аудит. И новый мост, и новые дороги позволят существенно улучшить транспортную ситуацию на полуострове. Туристам станет проще приезжать в Крым, а местным жителям — удобнее добираться до материковой России».
Пусть контролируют чиновники
Подчеркивая значительность выделяемой суммы, Медведев потребовал от руководства Крыма лично контролировать ход строительства дорог на полуострове и их качество, а в случае серьезных проблем — сразу сообщать в правоохранительные органы. Делать это премьер предложил за рулем автомобиля.
«Надо просто самим контролировать, что происходит, — сказал Медведев, сам регулярно садящийся за руль во время командировок. — Ничего сложного нет в том, чтобы самому сесть за руль, прокатиться по новой дороге через несколько месяцев, посмотреть, в каком она состоянии. Если она осталась в нормальном состоянии, значит, подрядчик должен получить все 100% того, что по договору, на что имеет право.
А если она где-то вспучилась или, наоборот, провалилась, значит, нужно по рукам бить, заставлять переделывать. Если это совсем что-то хамское, то в правоохранительные органы материалы все отправлять.
Просто лично этим занимайтесь. Мы с большим трудом изыскиваем средства для того, чтобы развивать дорожную сеть по всей стране. Поэтому, если уж деньги сюда приходят, нужно, чтобы они были наиболее рациональным образом потрачены», — добавил премьер.
Ситуация аховая
Медведев напомнил, что дорожная сеть Крыма была спроектирована и построена еще в советское время и на 80% не соответствовала нормативным требованиям. Ситуация усугублялась тем, что в последние десятилетия этим вопросом практически никто не занимался.
«У вас вообще ситуация аховая, потому что действительно 25 лет не вкладывали в это дело, — сказал он. — Если бы не уникальный крымский климат, то дороги при таком отсутствии финансирования на протяжении десятилетий давным-давно пришли бы в полный упадок.
И сейчас все очень тяжело. Ремонт дорог, ремонт мостов, ремонт инженерных сооружений за долгие годы не превышал 10% от необходимого, и качество этого ремонта было неудовлетворительное. Результат — плачевное состояние большинства крымских трасс, тогда как и пассажирские, и грузовые перевозки в последние два года только увеличивались, в том числе из-за блокады железнодорожного сообщения через Украину, что особенно чувствуется в разгар туристического сезона».
Кого будут вешать, если ничего не будет сделано
Для того чтобы предотвратить «воровство, которое, к сожалению, тоже случается», Медведев потребовал сообщать ему, насколько эффективно и своевременно расходуются выделяемые средства. Стоит напомнить, что ранее президент России Владимир Путин потребовал от вице-премьера Дмитрия Козака и главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева разобраться с ответственными за реализацию проекта трассы Керчь — Симферополь.
«Нужен конкретный орган, нужен конкретный человек, который отвечает за весь проект, чтобы мне не нужно было названивать по телефонам по всему правительству либо в субъекты Федерации. Должен быть тот, кто лично отвечает за результаты работы и за расходование государственных денег», — заявлял Путин на совещании по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя, которое прошло на острове Тузла в Керченском проливе.
Президент добавил тогда, что «конкретный должен быть человек, которого можно будет повесить, если он не сделает ничего».
В 2016 году потратят 8,5 млрд рублей на ремонт дорог в Крыму
Согласно стенограмме встречи, размещенной на сайте правительства, на ремонт наиболее проблемных участков дорог в Крыму в этом году в бюджете заложено почти 8,5 млрд рублей — правительство выделило дополнительно еще 5 млрд рублей. Так, на прошлой неделе было также принято решение правительства о выделении дополнительно 4,5 млрд рублей Республике Крым и 500 млн — Севастополю.
Премьер рассчитывает, что эти средства позволяют «решить наиболее острые проблемы» в дорожной сети полуострова. При этом работа начнется «в самое ближайшее время».
В свою очередь Аксенов заявил, что к 2021 году в Крыму будет осуществлен капитальный ремонт примерно 700 км автодорог, что составляет лишь около 6,5%.
«Конечно, средств требуется гораздо больше. По итогам 2020 года у нас будет отремонтировано и пройдено капремонтом около 700 км дорог: по федеральной целевой программе — 390 км, по республиканским деньгам примерно такой же объем, просто из года в год он корректируется. Но от общей потребности это составит всего около 6–6,5%, то есть денег необходимо гораздо больше», — сказал Аксенов.
По его словам, за время нахождения Крыма в составе Украины денег на поддержание дорожной сети практически не тратилось.