Первое судебное заседание, по существу, по уголовному делу в отношении девяти предполагаемых членов «банды ГТА» состоялось в Мособлсуде во вторник. Следствие считает, что подсудимые не один год держали в страхе автомобилистов всего Московского региона: бандиты устраивали в районе трассы М4 «Дон» ловушки, чтобы поймать своих жертв, а после жестоко с ними расправлялись. Всего от их действий погибли 17 человек. Еще двое людей получили ранения, но выжили и помогли следствию составить фотороботы нападавших и выйти на их след.
Обвинения в убийствах по сговору
В стеклянной клетке Мособлсуда перед судом предстали девять мужчин, все — выходцы из азиатских республик. В Москву они приехали главным образом из Таджикистана, а также Казахстана и Узбекистана. Подсудимых Зафарджона Гулямова (26 лет), Хазратхона Додохонова (33 года), Шерджона Кодирова (30 лет), Абдумукима Мамадчонова (35 лет), Мирзомавлона Мирзошарипова (34 года), Холика Субханова (42 года), Анвара Улугмурадова (39 лет), Умара Хасанова и Фазлитдина Хасанова (30 лет) обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 222 УК России (незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов организованной группой); ч. 2 ст. 209 УК России (бандитизм); п.п. а, в ч. 4 ст. 162 УК России (разбой); ч. 2 ст. 325 УК России (похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа). Самое серьезное обвинение предъявлено по п.п. а, ж, з ч. 2 ст. 105 УК России —
убийство двух или более лиц, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой из корыстных побуждений или по найму, сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом.
Им грозит пожизненное лишение свободы.
Всех обвиняемых задержали в ноябре 2014 года, а обвинение им предъявили 27 июня 2016-го. Никто из них судимостей не имел, все работали в России неофициально.
Перед началом суда мужчины старательно отворачивались от присутствующих в зале журналистов. Кто-то закрывал лицо руками, кто-то был в медицинской маске. Все одеты в темные штаны и футболки. Можно разглядеть, что все они небольшого роста и спортивного телосложения.
Многие носят бороду, у всех короткие стрижки, смуглая загорелая кожа.
Всех их привезли сюда из разных СИЗО, поэтому, только находясь в суде, они смогли поговорить друг с другом. Взгляд у всех напряженный, в ожидании судьи они улыбаются и переговариваются между собой. Первыми к ним разрешили подойти адвокатам, которых назначило обвиняемым государство. Примечательно, что вся сторона защиты — это женщины. Самый коренастый, спортивного телосложения мужчина слушал своего защитника с легкой улыбкой. Другой, в джинсовой куртке, плотно прильнул ухом к отверстию и тоже сосредоточенно внимал своему защитнику.
Полицейский у входа после каждого посетителя запирает дверь на ключ. Кроме адвокатов обвиняемые получили и переводчика: те, кто приехали из Таджикистана, заявили, что не владеют русским языком в полной мере, чтобы понимать, о чем идет речь на суде.
Многодетные безработные со средним образованием
Началось заседание с того, что судья представила себя. Разбирает дело «банды ГТА» Наталья Валикова, которая ранее рассматривала громкое уголовное дело против подполковника Владимира Квачкова, обвинявшегося в покушении на Анатолия Чубайса. Затем Валикова представила стороны защиты и обвинения, после чего обвиняемые назвали себя и ответили на вопросы о своем месте жительства, образовании, семейном положении и наличии детей. По сути, это первая подробная информация об обвиняемых.
Говорили они тихо, едва выговаривая слова, у многих сильный акцент, из-за чего трудно разобрать речь. И порой только уточнения судьи помогали уловить информацию. Оказалось, что практически у всех среднее и неоконченное среднее образование. Лишь один из них окончил профтехучилище по профессии «водитель», а другой поступил в технологический колледж, но так и не окончил его.
Большинство мужчин — многодетные отцы. Причем у многих из них дети родились совсем недавно, в 2014–2015 годах, то есть уже после или совсем незадолго до задержаний.
К примеру, у 30-летнего Кодирова двое детей — 2014 и 2015 годов рождения, которые появились в гражданском браке. До ареста мужчина был зарегистрирован в Туле, а фактически проживал в Солнечногорске в деревне Радумля. У него двойное гражданство — таджикское и российское, при этом русским языком, по его словам, он владеет недостаточно. Мужчина окончил девять классов школы.
Один из самых возрастных обвиняемых, 39-летний Анвар Улугмурадов, воспитывает шестерых детей, двое из которых — его второй жены. В Москву он приехал из Узбекистана, где окончил 11 классов. До ареста работал в Магнитогорске на автосервисе, был старшим мастером. У 31-летнего Хасанова, приезжего из Киргизии, была прописка в Брянской области, однако жил он в Красногорском районе и имел российское гражданство. Он женат, и у него четверо детей, которые появились в 2008, 2009, 2012 и 2014 годах.
Много томов дела и внимания
После знакомства судья рассказала всем обвиняемым о том, что многие СМИ подали заявки на фото- и видеосъемку. Однако все мужчины единогласно выступили против присутствия журналистов в зале заседаний. Как заявили адвокаты, их подзащитные не смогут полностью осуществлять свои права, поскольку съемка будет мешать им психологически. Обвинение также поддержало сторону защиты, уточнив, что в процессе заседаний будут раскрываться данные о личностях обвиняемых и интимные подробности их жизни, что нежелательно делать перед камерами.
В итоге в дальнейшем в зале разрешат присутствовать журналистам, но без фото- и видеотехники. После обязательных для каждого процесса формальностей оказалось, что не все назначенные адвокаты успели ознакомиться со 170 томами уголовного дела и попросили перенести заседание на 1 августа, что и было сделано. Однако корреспондент «Газеты.Ru» смогла пообщаться с адвокатом Калимат Гусейновой, которая повторила недавнюю версию своей коллеги: убийства совершались не только ради наживы. Однако версию с религиозным подтекстом она сразу же отвергла.
«Пока обвинение не выразило свое мнение о том, какое наказание будет запрашивать, дело только начинается, — сказала Гусейнова «Газете.Ru». — Не все обвиняемые признают себя членами банды. Есть такие факторы, как наличие степени осведомленности, другие важные обстоятельства. Многие говорят, что находились там не по своей воле, — все будет выясняться. Мой подзащитный — Додохонов. Ранее он подрабатывал извозом, работал и строителем. В России он живет с 2007 года, но нигде официально не был оформлен. Свои мотивы и позицию он назовет на следующем заседании.
Но это не получение наживы, он говорит, что это не так. В деле также нет и религиозного подтекста — такая статья даже не рассматривалась, так как следствие не установило такого факта.
Многие действия были совершены с целью хищения. Просто кто-то из участников банды это отрицает, а кто-то говорит, что вообще в ней не состоял.
Сейчас все обвиняемые сотрудничают со следствием. Кто-то говорил, что не знал, что будет нападение, кого-то заставляли из-за долговых обязательств. Полностью вину никто не отрицает. Есть и те, кто полностью признал свою вину».
Ужас на «Дону»
Напомним, что о таинственной группировке убийц, которую журналисты из-за особого почерка совершаемых преступлений окрестили «бандой ГТА», стало известно в августе 2014 года, после того как в Подмосковье в районе трассы М4 «Дон» была обнаружена очередная жертва. Обстоятельства убийства были схожи с рядом других кровавых нападений, совершенных незадолго до этого в районе той же магистрали. К осени, когда убийства автомобилистов продолжились, банде стали приписывать уже около 20 эпизодов, преимущественно на юге Подмосковья.
Несмотря на масштабные поиски, в том числе с участием добровольцев, задержать злоумышленников долгое время не удавалось, а правоохранители не предоставляли почти никакой информации о деле, которое благодаря СМИ приобрело широкий резонанс.
Задержать подозреваемых удалось лишь в самом конце 2014 года. В ходе масштабной спецоперации в Москве и Подмосковье были задержаны 10 выходцев из среднеазиатских республик. При этом лидер банды Ибайдулло Субханов оказал сопротивление спецназовцам и был ликвидирован на территории коттеджа, который принадлежал экс-начальнику управделами Генпрокуратуры РФ Алексею Староверову. Еще несколько членов группировки, в том числе один из ее основателей, смогли скрыться в Таджикистане.
Материалы расследования получили гриф «секретно», и следователи подробности дела долгое время не сообщали. Завершено расследование было лишь в 2016 году.
По официальной версии СК РФ, преступная группировка была создана в марте 2012 года Субхановым. К деятельности в составе банды он привлек исключительно уроженцев различных азиатских республик. Участники банды в основном совершали нападения на владельцев автотранспорта, поджидая в засаде у дороги, при этом на трассу выкладывали шипы, качество которых ими все время совершенствовалось. После того как пробивший шины автомобиль останавливался, соучастники расстреливали его водителя и пассажиров, затем обыскивали транспортное средство в целях наживы. При этом они не гнушались ничем и брали с мест происшествий даже вещи погибших (платья, ювелирные украшения). Таким образом, следствием определен очевидный мотив нападений — корыстный.
Сразу после задержания высказывались версии о том, что члены группировки убивали людей по религиозным мотивам, создав так называемый джамаат, однако эта версия по итогам следствия не подтвердилась.
За два с небольшим года на территории Москвы, Московской и Калужской областей были убиты 17 человек и двое ранены. В редких случаях жертвы разбойных нападений отделывались серьезным избиением и угрозами. В настоящее время на скамье подсудимых находятся девять обвиняемых.
В СКР отмечали, что большая часть обвиняемых на первоначальном этапе стремились сотрудничать со следствием, давать показания по обстоятельствам нападений, но впоследствии некоторые из них стали менять свою позицию: кто-то отказывался от ранее данных показаний, кто-то вообще начал отрицать факт знакомства с другими соучастниками, утверждая, что вовсе отсутствовал на местах преступлений. Между тем следствием собрано достаточно доказательств причастности обвиняемых к инкриминируемым им преступлениям.
Еще четверо предполагаемых членов банды находится в федеральном розыске, поэтому формально расследование нашумевшей серии убийств продолжается. Известно, что трое предполагаемых членов банды ранее были задержаны в Таджикистане. Последним в конце июня поймали Фарруха Азамджонова, который, ко всему прочему, оказался вербовщиком запрещенной в России террористической организации ИГИЛ (организация запрещена в России). Сейчас решается вопрос об экстрадиции задержанных.