Вечером 13 июля на проспекте Победы в Казани сотрудники мотопатруля ГИБДД задержали четверых горожан, управлявших неисправными мотоциклами в нарушение ст. 12.5 КоАП РФ (управление транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).
«При оформлении документов и отправке транспортных средств на штрафстоянку задержанные попытались оказать сопротивление полицейским. При этом они вызвали к месту происшествия группу своих знакомых, которые пытались помешать полицейским, — поясняют в региональном МВД. — Чтобы избежать нарастающего конфликта, сотрудники ДПС, в свою очередь, вызвали дополнительные наряды полиции. Пятерых молодых людей, отказавшихся выполнить законные требования полицейских, задержали по ст. 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» и доставили в отдел полиции. Степень виновности задержанных определит мировой суд, куда будут направлены все собранные материалы. В настоящее время неисправные транспортные средства помещены на спецстоянку».
В МВД по Татарстану «Газете.Ru» сообщили, что за неповиновение оказались задержаны вовсе не водители тех самых мотоциклов, у которых нашли неисправности. Задержанным байкерам грозит до 15 суток ареста либо штраф в размере 500 рублей.
Участники и очевидцы конфликта поясняют, что на всех остановленных для проверки байках гаишники якобы на глаз выявили неисправности в рулевом механизме. Байкеры с таким диагнозом не согласились.
«Не могут четыре мотоцикла одновременно быть задержаны и эвакуированы по одной статье за то, что у всех не работают тормоза или руль. Не может такого быть логически, что в одном месте собрались мотоциклы с одним и тем же», — говорит местным журналистам один из участников событий байкер Михаил Шутов.
Кроме того, присутствовавшие на месте инцидента мотоциклисты уверяли гаишников, что водитель одного из якобы неисправных байков — владелец мотосалона и пристально следит за техническим состоянием своего транспортного средства.
«Мы требовали объяснить, на каком основании они вообще хотят забрать мотоциклы, — комментируют ситуацию участники событий. — Они стали придумывать что-то про неисправность рулевой рейки, которой у мотоцикла вовсе нет!»
На видеозаписях, сделанных участниками инцидента, инспектор ДПС поясняет байкеру, что выявил неисправность мотоциклов органолептическим методом, то есть с помощью органов чувств.
Диалог мотоциклистов с гаишниками на повышенных тонах продолжался около двух часов. За это время к месту событий приехало порядка 50 представителей местного мотосообщества. Гаишники также вызвали подкрепление — несколько десятков полицейских, включая бойцов ОМОНа.
«Их было очень много — больше, чем нас, раза в два. Высокие чины приехали — начальники отделов, начальники УВД и всего остального. Самый высокий чин — полковник», — рассказывают байкеры.
В итоге, когда сотрудники правоохранительных органов начали пытаться погрузить один из байков на эвакуатор, произошла потасовка — мотоциклисты пытались воспрепятствовать незаконной, по их мнению, эвакуации. В ходе стычки травму ноги получил один из мотоциклистов.
«Байкера толкнули на ограждение, — рассказывает местным СМИ еще один участник конфликта. — Человек повредил ногу — порваны связки на коленке. Сейчас пишется заявление на сотрудника полиции для привлечения его к уголовной ответственности, это сотрудник полиции толкнул его».
В опубликованные в соцсетях видеозаписи момент, как сотрудник полиции толкает байкера на дорожное ограждение, не попал, но судя по комментариям участников потасовки, этот эпизод все же был запечатлен на камеру — съемка велась одновременно несколькими людьми.
Сами казанские мотоциклисты уверены, что сотрудники ГИБДД проводят масштабные рейды против байкеров, которые участились после недавнего ДТП в Казани, в котором погибли мотоциклист и его пассажир.
Местные байкеры отмечали в соцсетях, что сразу после этой аварии, в которой предположительно виновен водитель автомобиля, инспекторы ГИБДД стали устраивать массовые проверки мотоциклов и отправлять байки на штрафстоянку под любыми предлогами.
В ГИБДД Казани эту версию опровергают. В четверг глава казанской ГИБДД провел пресс-конференцию, посвященную в основном массовому конфликту байкеров с полицейскими.
«Надо соблюдать нормы. Никакого преследования нет. Пожалуйста, ездите по улицам Казани, но соблюдайте ПДД», — заявил в ходе пресс-конференции глава ГИБДД Казани Игорь Новиков.
Рассказал главный гаишник Казани и о самом конфликте. «Три водителя неоднократно проехали по проспекту.
Их остановили, проверили документы — все было в наличии. Но они превышали скорость. Это не зафиксировано. Вернее, было зафиксировано, но только по спидометру на мотоцикле сотрудника ГИБДД, так что доказать это я не могу. Потом проверили техническое состояние мотоциклов.
Сотрудник, пройдя специальную подготовку, наделен правом органолептическим методом определять наличие неисправностей — рулевого управления, тормозной системы и т.д. Никто превышать полномочия не хочет — за это предусмотрена уголовная ответственность. Кто превысит — получит», — рассказал Новиков.
В ходе пресс-конференции один из местных байкеров пожаловался, что несколько дней назад он также неожиданно получил штраф за эксплуатацию мотоцикла якобы с неисправной рулевой, а его транспортное средство отправили на штрафстоянку под этим предлогом.
Четко ответить на вопросы журналистов и доходчиво пояснить, чем вызван резкий рост технических неисправностей мотоциклов, на которых передвигаются казанские байкеры, глава ГИБДД Казани не смог. Вместо этого Новиков несколько раз привел примеры, когда байкеры гоняли ночью по городу, шумели, ездили с закрытыми номерами и допускали прочие нарушения ПДД.
После диалога высокопоставленного гаишника с прессой и горожанами казанское мотосообщество только укрепилось в своем подозрении, что ГИБДД объявила охоту на водителей двухколесного транспорта. «Все началось задолго до смертельного ДТП, с жалоб горожан на громкие выхлопы ночью, — говорится в сообщении сообщества, размещенном в соцсети. — Мотоциклы прошли государственный технический осмотр и допущены для езды по дорогам общего пользования. Многие сертифицированные для дорог мотоциклы имеют высокий уровень шума с завода. Это и понятно: длина выпускного тракта короче, чем у автомобиля, а мощность на единицу объема двигателя выше. Но тем не менее это мотоциклы, допущенные регламентами и ГОСТами для города.
Изъятие техники на штрафстоянку под вымышленным предлогом является вопиющим нарушением прав. Предлоги именно вымышленные: тормозная система проверяется на стенде, а «рулевая рейка» в мотоциклах отсутствует конструктивно. Тем не менее именно это пишут в протоколах и увозят технику на штрафстоянку.
Отсюда и недоумение у людей, имеющих все документы и ездящих на исправной технике, остановившихся по требованию инспекторов. Отсюда же и неподчинение законным требованиям об остановке.
Казанские байкеры считают, что руководство ГИБДД Татарстана должно осознать, что карательные меры не приведут к положительному результату.
Однако руководство региональной Госавтоинспекции не согласно с доводами мотоциклистов и также отрицает массовые облавы на байкеров.
«Техническую неисправность мы проверяем потому, что машины правдами и неправдами техосмотр все же проходят, а мотоциклы — не проходят, — заявил журналистам глава ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов. — И мы всегда проверяли состояние транспортных средств. Если они считают, что здесь что-то неправильное, пусть обращаются в суд и обжалуют наши действия.
Мы к суду готовы, пусть подают. Мы пешеходов привлекаем точно так же к ответственности. Если он нарушает, мы что, должны их по головке гладить, что ли?»
Правоохранительные органы Татарстана пока не планируют проводить разбирательство по поводу возможных злоупотреблений гаишниками полномочиями. «По нашей информации, жалоб от владельцев отправленных на штрафстоянку мотоциклов и задержанных граждан пока не поступало, — пояснил «Газете.Ru» представитель регионального МВД. — Конечно, если они поступят, мы начнем внутреннюю проверку».