В условиях роста цен автомобилисты одними из первых оказываются в группе риска — тут и дорогой бензин, расходы на обслуживание, платную парковку, ремонт. Но иногда все-таки можно найти, на чем сэкономить: например, страховые компании стали разрабатывать все больше бюджетных предложений для водителей, которые не готовы ежегодно отчислять им кругленькие суммы, но все-таки хотят выезжать на дороги. О типичных ошибках водителей при оформлении страховки на автомобиль «Газете.Ru» рассказали эксперты отрасли.
Не отказываются от «вшитых» услуг
В случае с автострахованием в стоимость полиса заложены услуги, которые оказываются в период действия договора. «В частности, аварийный комиссар, эвакуация автомобиля в случае ДТП, сбор справок ГАИ, — говорит «Газете.Ru» заместитель генерального директора по страховой телематике Meta System Тимур Кузеев. — Но, как правило, большинство таких услуг просто не нужны автовладельцам.
И самый простой путь снизить стоимость каско — просто убрать их. Например, ожидание аварийного комиссара неэффективно и бесполезно, так как во всех регионах работает Европротокол, у многих страховых компаний существует сеть партнеров и работает система удаленного урегулирования.
Есть мобильные приложения для заявления убытков. Таким образом, сумма может быть уменьшена в размере от 4 до 7 тыс. руб.».
Выбор слишком дорогого вида страхования
В целях экономии можно отказаться от полного покрытия — например, взять франшизу, выбрать покрытие «угон+тотал», ремонтироваться не на дилерских станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА).
«Есть программы, которые позволяют застраховать от угона или тотальной гибели кредитные и некредитные отечественные машины и иномарки возрастом до семи лет ценой до 2,5 млн руб., — рассказывает руководитель управления андеррайтинга автострахования «АльфаСтрахования» Илья Григорьев. — Если будет известен виновник ДТП, то клиент не только получит выплату, но и сможет отремонтировать автомобиль у официального дилера или на СТОА. При незначительном повреждении по любой иной причине можно раз в год урегулировать убыток в пределах 5% от страховой суммы.
Есть и более аскетичные варианты стоимостью до 10 тыс. руб. в год. Условия страховки предусматривают стопроцентное покрытие убытка при угоне и ремонт машины после ДТП.
Главное, чтобы застрахованный не был признан виновным в ДТП, а сам виновник был известен. Урегулирование убытка производится в том числе и тогда, когда полис у виновника отсутствует, является поддельным или принадлежит ушедшему с рынка страховщику. Страховать по таким программам можно некредитные отечественные автомобили и иномарки не старше семи лет и не дороже 1,5 млн руб. Важно, что программа не ограничивает число обращений за год».
Не прибегают к телематике и франшизам
Некоторые страховые компании могут предложить тарифы-конструкторы, когда клиенту предлагается кроме классического каско полис с телематикой. Базовый тариф полиса с телематикой может быть ниже примерно на 35% по сравнению с классическим каско.
«Одна из страховых компаний создала продукт с двумя управляемыми франшизами, которые начинают работать, только если клиент нарушит условия договора, — говорит Кузеев. —
Соблюдение условий фиксируется телематическим устройством, установленным в автомобиль.
Например, если водитель превысит разрешенную скорость на 40 км/ч на очередном участке (они заранее обозначаются при заключении договора), или в случае, если превышены оговоренные показатели разгона и торможения.
Тогда при возникновении ДТП сумма в размере 25 тыс. руб. вычитается из выплаты автовладельцу. Это так называемая «поведенческая франшиза». Человек сразу знает, что если поедет с нарушением скоростного режима и попадет в ДТП, то франшиза будет применена. Если аварии не произошло, то никакие штрафные санкции не применяются. От франшиз всегда можно отказаться, но тогда происходит увеличение страхового тарифа примерно на 10%».
В свою очередь считает глава экспертного совета Госдуму по страховому законодательству Александр Коваль считает полис с франшизой единственной возможностью для новичков снизить стоимость тарифа. То есть определить размер ущерба, который страховщиком не возмещается, а возмещается самим автовладельцем. «Как правило, речь идет о вмятинах, царапинах которые наиболее вероятны и часто случаются, а ремонт их стоит не очень дорого», — уточняет Коваль.
Не пользуются скидками за «лимитированное» вождение
Путем конструктора можно выбрать выгодный тариф для особенных случаев. Например, для страхования кабриолетов. Договор заключается на 12 месяцев: риск хищения страхуется на этот период, а ущерб — только с мая по сентябрь.
«Таким образом стоимость полиса уменьшается на 20%, — уточняет Кузеев. — Кто ездит редко, может ограничить и длительность пробега.
Так, автовладелец может выбрать дополнительные настройки, например при управлении автомобилем только ночью (с 23 часов вечера до 6 утра) применяется франшиза. Или же использовать ограничение загородного пробега, когда лимит загородных поездок составляет не более 300 км.
Это еще больше снижает стоимость страхования. Итоговая оценка рисков строится по системе анализа данных. Общая суммарная скидка может составить около 50% от обычного каско. Если клиент ездил весь год очень аккуратно, то по истечении срока действия полиса может применяться дополнительная 20-процентная скидка».
Уходят к другим страховым в случае совершения ДТП, чтобы сэкономить
Для тех, кто стал виновником ДТП и опасается, что полюбившаяся страховая компания теперь повысит ежегодный тариф, стоит сначала изучить систему скидок и надбавок «Бонус-Малус». Она изменяет размер страховой премии в зависимости от количества заявленных страховых случаев и выплаченного по ним возмещения. В итоге появляется возможность сохранить бонусный разряд при продлении договора.
«В различных страховых компаниях система «Бонус-Малус» своя, но общее правило одно: стоимость полиса для убыточных клиентов на следующий год увеличивается за счет надбавок за заявленные страхователем убытки, — говорит «Газете.Ru» заместитель директора департамента поддержки розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Игорь Александров. – К примеру, у нас
для клиентов, заявивших не более трех убытков и получивших ухудшение разряда «Бонус-Малус», предусмотрена возможность сохранить прежний бонусный разряд с помощью дополнительной опции к договору каско — «Франшизный малус».
Опция дает возможность сэкономить при продлении за счет введения в договор франшизы вместо снижения разряда «Бонус-Малус». При этом размер франшизы устанавливается в зависимости от количества заявленных претензий. Поэтому не всегда есть смысл уходить в другую компанию, избегая удорожания премии за заявленные убытки.