Жалобы на работу переносных комплексов видеофиксации «КРИС-П», которые ловят в свои объективы нарушающих скоростной режим водителей, посыпались в суды Казани с осени прошлого года. Такие приборы — установленные на треноги — используются гаишниками во многих российских регионах.
После получения штрафов на 500 руб. за превышение скорости примерно на 20–22 км местные водители, уверенные в своей невиновности, заподозрили, что приборы могли быть установлены ненадлежащим образом, с нарушениями ГОСТов и технических требований. Следовательно, выписанные на основе полученных от них данных штрафы должны быть отменены. После первых успешных судебных процессов число жалоб начало расти. Одним из таких принципиальных автомобилистов стал кандидат физико-математических наук, преподаватель Казанского физико-технического института Юрий Горюнов.
Согласно материалам дела (имеются в распоряжении «Газеты.Ru»), мужчина еще в августе 2015 года на своем автомобиле Lada Granta на 822-м километре трассы Уфа — Москва двигался со скоростью 92 км/ч вместо разрешенных 70 км/ч. Однако Горюнов с показателями данных фоторадара не согласился и составил жалобу в суд.
При этом физик-математик привел научные аргументы в свою защиту — рассматривались доводы в течение пяти судебных слушаний.
Изучив полученный штраф и проанализировав место, где он попал в кадр, ученый пришел к выводу, что датчик был установлен нештатно и делал замеры по высоте выше днища автомобиля. Уменьшение скорости распространения радиоволн в этом слое приводит к завышению результатов скорости транспортного средства.
По мнению автомобилиста, все водители, которые проезжали этот отрезок без превышения разрешенной скорости, все равно получили штрафы. Также Горюнов собрал сведения о работе фоторадарного комплекса «КРИС-П» и изучил руководство по его эксплуатации.
Согласно постановлению инспектора ГИБДД, нарушение скоростного режима водителем Горюновым было установлено работающим в автоматическом режиме техническим средством «КРИС-П». Однако в руководстве по эксплуатации не было указано, что измерение скорости автомобилей комплекс «КРИС-П» действительно производит в автоматическом режиме. Такого прямого указания не оказалось и в руководстве по эксплуатации входящего в его состав измерителя скорости «ИСКРА/ДА/210».
Зато в документации нашелся факт, согласно которому принцип действия измерителя основан на использовании эффекта Доплера. Он заключается в изменении частоты сигнала радиолокатора при отражении от движущегося объекта.
При этом изменение частоты пропорционально скорости объекта. Ученый пришел к выводу, что установка датчика фоторадара под углом меньше 25 градусов, как указано в технических характеристиках комплекса, тоже приводит к сильному завышению результата измерения скорости транспортного средства. Дело в том, что на пресловутый эффект Доплера влияют свойства среды, в которой распространяются излучаемые электромагнитные волны. По этой причине устанавливать прибор необходимо в полном соответствии с инструкцией.
Высота установки должна быть не ниже 0,5, но не выше 2 м.
На помощь автомобилисту пришел юрист Виктор Шабанов, за плечами которого уже несколько побед в судах по аналогичным жалобам. Он, в свою очередь, смог доказать в суде, что установка у проезжей части передвижных видеорадаров вообще противоречит руководству по их эксплуатации. Оно подразумевает, что измерение скорости ТС этим комплексом не является автоматическим и требует обязательного участия оператора.
В итоге суд постановление о штрафе отменил.
Как сказал «Газете.Ru» предприимчивый физик, «данное решение полностью разрушает существующую правовую базу, на основании которой осуществлялось привлечение к административной ответственности и взыскивание штрафов последние 10–15 лет».
«По сути, 40 млн штрафов в 2014-м и 50 млн штрафов в 2015 году назначены с нарушением установленного КоАП России порядка, — сказал Шабанов. — Получается, что 20–-25 млрд руб. ежегодно начисляется в виде излишних штрафов».
Конечно, они будут стремиться отменить это решение любой ценой. Если решение «выживет», то оно должно иметь последствия, обращенные как в будущее, так и в прошлое.
В свою очередь юрист Шабанов сообщил «Газете.Ru», что
представители ГИБДД в суд не явились и своих аргументов не привели, однако в ведомстве уже готовят апелляцию. При этом, по его словам, в ГИБДД не намерены исправлять открывшиеся недочеты в установке камер фото- и видеофиксации и по каждому делу советуют обращаться в суд.
«В ГИБДД рассчитывают, что люди просто не будут тратить время на оспаривание небольших штрафов в суде, особенно сейчас, когда действует скидка 50%, — сказал Шабанов «Газете.Ru». — Но сейчас люди поняли, что вернуть свои деньги вполне реально, и идут защищать свои права».
По словам юриста,
установкой и обслуживанием комплексов «КРИС-П» в Татарстане занимается частная компания «Ветераны ГАИ»,
которая якобы может принадлежать людям, близким к руководству местной ГИБДД. По его мнению, в регионе выписывание штрафов водителям превратили в «настоящий бизнес».
«Люди, которые работают в этой сфере и ведут настройку этих камер, прямым текстом в разговоре со мной рассказывали, что специально подстраивают их работу так, чтобы устройства завышали скорость, — говорит Шабанов. — Также сотрудники «Ветеранов ГАИ» мне рассказывали, что они получили возможность устанавливать эти камеры и получать деньги за их обслуживание, но взамен обязаны обеспечить выполнение плана по сборам штрафов. Эти камеры начали использовать у нас с 2010 года, и по городу можно увидеть множество примеров, где комплексы стоят с нарушениями».
По словам юриста, некоторое время назад он обращался в прокуратуру с жалобой на неправильную установку видеокамер.
«В ведомстве мне сообщили, что адресовали заявление в ГИБДД, откуда мне, в свою очередь, пришла отписка о том, что все камеры работают корректно».
«Газета.Ru» в четверг направила запрос в МВД Татарстана, откуда он был перенаправлен в ГИБДД. Представители отдела пропаганды ГИБДД оказались в пятницу недоступны. Телефоны компании «Ветераны ГАИ» также не отвечали.