C 1 апреля акцизы на бензин и дизтопливо в России выросли на два и один рубль за литр топлива соответственно. В итоге акциз на автомобильный бензин 5-го класса составит 10 130 руб. за 1 тонну. Ставка акциза на дизельное топливо повышается до 5293 руб. за тонну. Таким образом, это уже второе за год повышение акцизов на топливо. Ранее, с 1 января, ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 руб., до 7,53 руб. за литр, а на дизтопливо — на 20,3%, до 4,15 руб. за литр.
В общей сложности правительство до конца года планирует дополнительно заработать на автомобилистах около 90 млрд руб.
Закон о повышении акцизов на топливо поддержали Госдума и Совет Федерации.
В Минфине, который выступил инициатором увеличения акцизов, уверены, что в результате нововведения стоимость литра топлива в розничном секторе увеличится примерно на 5%. Однако эксперты и участники рынка называют куда менее оптимистичные цифры, что перед началом летнего автомобильного и дачного сезона стало неприятной новостью как для автомобилистов, так и для автоперевозчиков.
По прогнозу Банка России, рост акциза на бензин с 1 января 2016 года на 1,5 руб. и его увеличение с апреля еще на 2 руб. приведет к удорожанию бензина на 10,4%.
В свою очередь вице-президент компании «Роснефть» Михаил Леонтьев заявил, что предприятие будет сдерживать рост цен.
«Акция является частью себестоимости. Например, в нынешней цене 92-го бензина на начало года акциз составлял 16%.
Его природа такова, что акциз в конечном итоге платит потребитель. Наши специалисты объективно говорят о 2 руб.»,
— сказал Леонтьев в эфире радио «Говорит Москва».
Мнение о том, что бензин для рядовых покупателей в итоге подорожает на 2 руб., ранее высказал и вице-президент компании Владимир Некрасов. Так, он говорил, что для сохранения рентабельности розничной сети цены на топливо нужно повысить «хотя бы на 2 рубля». И это при том, что стоимость топлива на АЗС «ЛУКойла» в Москве на данный момент и без того одна из самых высоких.
Таким образом, при средней стоимости литра бензина Аи-95 в Москве около 35–36 руб., цена литра бензина может возрасти до 37–38 руб.
Акцизы повышают, чтобы покрыть дефицит бюджета
В беседе с «Газетой.Ru» эксперты сходятся во мнении: такой рост акцизов связан с дефицитом бюджета, для пополнения которого где-то нужно брать средства.
Так, ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков напоминает, что второе повышение акцизов изначально не планировалось. Но планы пришлось изменить, поскольку бюджет был составлен с тем расчетом, что баррель нефти будет стоить $50.
«Чиновники промахнулись, нефть опустилась до $30 за баррель, и в бюджете нарисовалась дыра порядка 2 трлн руб., — говорит Костюков «Газете.Ru». — Минфин бросился на поиск денег. По традиции взгляды обратились к нефтяникам. Через коррекцию формулы расчета экспортной пошлины Минфин предлагал изъять у нефтяников часть доходов от экспорта.
Но нефтяники встали на дыбы, включили все лоббистские рычаги. В итоге формулу не тронули. Тогда Минфин предложил пополнить казну через акциз.
В феврале Минфин подготовил проект изменений в Налоговый кодекс, за две недели проект провели через правительство, а через Думу и Совет Федерации — за один последний день февраля».
Цены на АЗС сдержит ФАС
Несмотря на значительное увеличение акциза, однозначно утверждать, что это приведет к пропорциональному росту цен на АЗС, пока нельзя. В отличие от оптовых биржевых цен, которые уже выросли на 20%, розничные цены на заправках контролирует антимонопольное ведомство, а его критерий известен: топливо может дорожать, но в пределах годовой инфляции.
«Такая установка выдерживается на протяжение ряда предыдущих лет, — говорит Костюков. — Так что если инфляция в России в 2016 году составит порядка 10%, то и бензин подорожает не более чем на 10%».
С этим мнением согласен и директор по развитию «СКОН — Автоматические АЗС» Артем Скворцов. Эксперт считает, что вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) не будут повышать розничные цены по еще одной причине — борьбе за потребителя.
«Сейчас снижение спроса на внутреннем рынке и усиление конкурентной борьбы между топливными ритейлерами налицо, — сказал Скворцов «Газете.Ru». — Конкурентная борьба сетей АЗС также развернется в сегменте корпоративных клиентов. Уже сейчас скидки доходят до 10% от розничных цен для крупных клиентов».
Эксперт по ТЭК, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов считает, что существующее сдерживание роста цен на заправках ВИНК уже компенсируют ростом цен в оптовом звене, извлекая дополнительную прибыль и покрывая свои инвестиционные расходы от перехода на Евро-5.
Подорожают автоперевозки
Между тем у столь существенного роста акцизов есть еще один важный аспект. Эта мера позволит компенсировать потери бюджета из-за замораживания ставки сборов за проезд большегрузного транспорта по проекту «Платон». Такое мнение высказал гендиректор компании Tablogix Express Олег Лащевкер. Он уверен, что с точки зрения перевозчиков дополнительное повышение финансовой нагрузки на бизнес в условиях кризиса не лучшее решение.
«С ростом акциза вырастет и стоимость транспортных услуг, — говорит Лащевкер «Газете.Ru». — Очевидно, что тарифы перевозчиков также вырастут, уже на сегодняшний день рассматривается возможность их индексации на 10%.
Далее все будет зависеть от динамики розничных цен на топливо. В первую очередь подорожает транспорт по городу с почасовой ставкой, а также тарифы на перевозки полными машинами по России, затем последует пересмотр тарифов на сборные грузы, перевозимые автотранспортом».
Напомним, что, по оценке Росстата, в 2015 году инфляция в РФ составила 12,9%, цены на бензин поднялись на 4,8%. По прогнозу Банка России, рост акциза на бензин с 1 января 2016 года на 1,5 руб. и его увеличение с апреля еще на 2 руб. приведет к удорожанию бензина на 10,4%. Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщала, что повышение акцизов добавит 0,5 п.п. к годовой инфляции в целом по 2016 году.