[]
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Шашечки» вне закона

За агрессивное вождение хотят лишать прав на месте

Лишение прав на полгода прямо на месте нарушения, высокие штрафы или даже уголовная ответственность за дрифт и «игру в шашечки» — таким чиновники и эксперты видят будущее автомобилистов, уличенных в опасном вождении. Новый вид нарушения ПДД, особенности его фиксации и варианты санкций обсуждались в четверг в «открытом правительстве» министрами, общественными деятелями и представителями СМИ.

Обсуждения самого термина «опасное вождение» и ответственности за него идут на разных площадках с 2015 года. Пока чиновники, общественники, независимые эксперты и журналисты единогласно сходятся лишь в одном: наказывать за опасное вождение надо. По всем остальным аспектам этого вопроса, например точным характеристикам таких нарушений и способам их выявления, объективности рассмотрения доказательств, степени ответственности нарушителя, продолжаются бурные дискуссии.

В четверг по данному ранее на этой неделе поручению премьер-министра Дмитрия Медведева прошло общественное обсуждение этой инициативы. Открывая его, первый зампред правительства России Игорь Шувалов напомнил, что с разработанным ранее МВД проектом постановления Медведев уже ознакомился, но формулировка того, что считать опасным вождением, показалась ему спорной и сложной. Дорабатывать определение МВД будет уже совместно с Минтрансом.

Что считать опасным

Одним из ключевых вопросов, вынесенных на обсуждение, было определение характера такого нарушения, как опасное вождение. Например, в «открытом правительстве» опасными маневрами предложили считать «игру в шашечки» (беспорядочное перемещение из полосы в полосу без включения поворотника), «игру в наказание» (резкое торможение перед едущим сзади автомобилем), «междурядье» (езда по линии, разделяющей попутные полосы движения) и «дрифт» (управляемый занос).

В ходе обсуждения некоторые участники «круглого стола» призывали включить в описание термина превышение разрешенной скорости более чем на 80 км/ч, слишком медленную езду по крайней левой полосе дороги, движение на транспортном средстве в темное время суток с неисправными фарами и фонарями, пренебрежение поворотниками и даже разговоры за рулем по телефону.

В ГК «Автодор», которая отвечает за платные дороги в России, судя по всему, и вовсе полагают, что любое ДТП с пострадавшими является следствием опасных маневров на дороге и должно расцениваться как опасное вождение. Глава ведомства Сергей Кельбах в ходе своего выступления зачитал шаблонные сводки аварий с участием грузового транспорта, в которых погибли и травмировались люди, заявив, что поддерживает инициативу.

В целом чиновники не раз подчеркивали, что за большинство из тех нарушений, которые можно расценивать как опасное вождение, ответственность уже предусмотрена, но этого явно недостаточно в борьбе с агрессивными водителями.

«Речь идет о системных нарушениях в данном случае», — отметил министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов.

Как доказать и как наказать

Дискуссии велись и на тему меры наказания за опасное вождение, а также о том, на чем должно основываться доказательство вины водителя: на видеозаписи или, например, субъективной оценке сотрудника ГИБДД?

Так, директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин рассказал о бескомпромиссной строгости британского законодательства.

По его словам, в Великобритании сам факт опасного вождения карается уголовной ответственностью вплоть до двух лет тюремного заключения.

«Но мы к такому пока точно не готовы», — заключил влиятельный эксперт, добавив, что правоприменительная практика оттачивалась в Великобритании годами, поэтому полицейские определяют такое нарушение субъективно и даже с учетом оценки профессионализма и опыта водителя.

Тем не менее о перспективе введения уголовной ответственности за опасное вождение говорили и другие участники «круглого стола». Однако большинство экспертов предлагают все же начать привлекать нарушителей к административной ответственности (в основном речь идет о введении денежного штрафа в размере 5–10 тыс. руб.), а дальше смотреть по результатам.

Высказать свою точку зрения на проблему дали и вице-мэру Москвы по транспортным вопросам Максиму Ликсутову. Заметно скучавший на мероприятии до этого чиновник оживился. «Мы предлагаем штрафовать водителей за превышение скорости в городе более чем на 60 км/ч, в зависимости от стоимости их автомобиля: чем дороже машина, тем больше штраф.

Кроме того, мы предлагаем наделить полномочиями сотрудников ГИБДД на месте отнимать права на срок не менее шести месяцев за опасное вождение», — заявил Ликсутов, проводящий последовательную политику по существенному сокращению числа одновременно передвигающихся по городу автомобилей.

Не менее важная проблема, касающаяся внедрения инициативы, связана с методами и способами выявления таких нарушений. В основном приглашенные чиновники и эксперты говорили о фотовидеофиксации, причем как стационарными автоматическими комплексами, так и видеорегистраторами, которыми пользуются водители. Правда, никто не уточнил, каким образом можно будет привлечь к ответственности именно водителя — камера может зафиксировать лишь номер автомобиля, по которому можно установить владельца, но никак не лицо, управлявшее транспортным средством.

Тем не менее Игорь Шувалов заявил, что правительство приложит усилия, чтобы Госдума приняла закон, обязывающий суды принимать в качестве доказательства видеоматериалы. «Тогда нас не будут упрекать в том, что мы создаем для сотрудников ГИБДД какие-то дополнительные возможности собирать дань на дорогах», — отметил он.

Начинать надо с чиновников и автошкол

Довольно резко на общем фоне выступил известный блогер Дмитрий Терновский. «Мы можем найти в интернете огромное количество роликов, на которых чиновники с мигалками также демонстрируют опасную езду. Может, тогда с них и начнем бороться с проблемой?» — адресовал Терновский свой вопрос, очевидно, сидящим рядом чиновникам, недвусмысленно намекая, что пример неукоснительного соблюдения ПДД должны в первую очередь демонстрировать представители власти.

Важную тему, о которой почему-то не сказал ни один чиновник, поднял телеведущий Андрей Леонтьев. «Водителей не учат в автошколе очень многим вещам. Люди банально не имеют представления о физике движения автомобиля, — заявил он. — Человек, который на высокой скорости подрезает фуру, просто не понимает, что ее тормозной путь намного больше, чем у легкового автомобиля.

То есть водитель не осознает, какие последствия будут после его опасного маневра. Автошколы вообще не учат кандидатов в автомобилисты управлять машиной на высокой скорости, реагировать на экстренные ситуации».

Почти под конец обсуждения слово, наконец, предоставили главному госавтоинспектору России Виктору Нилову. «Какую бы трактовку термина мы ни приняли, она в любом случае идеальной не будет, — обозначил Нилов свою позицию. — Не надо говорить и о том, что введение термина и ответственности наведет порядок на дорогах».

Поправки в ПДД и КоАП будут в мае

Несколько десятков выступавших успели за полтора часа высказать огромное количество обтекаемых и вполне конкретных идей о том, как должна быть реализована инициатива в России. Сделать однозначные выводы по итогам мероприятия казалось невозможным. Однако Игорь Шувалов попытался подвести итоги обсуждения, отметив, что уголовную ответственность вводить за опасное вождение пока не стоит, но наказывать нарушителей надо начинать как можно скорее.

«Немного времени уйдет на то, чтобы эту формулировку доработать. Давайте постараемся это сделать в апреле, чтобы в мае соответствующее постановление правительства уже вышло», — заявил Шувалов. Первый вице-премьер добавил, что Госдума в свою очередь должна оперативно принять поправки в КоАП России, предусматривающие ответственность за новое нарушение ПДД.

«Не нужно сейчас переходить к уголовному наказанию, — подытожил дискуссию на эту тему чиновник. — Нужно определиться по административной ответственности. Она может быть очень серьезной и жесткой, но все же это административная ответственность».

Вот как Зеленский заговорил о территориях УкраиныНаходка потрясла всех! Озвучена 1 причина катастрофы в АктауСША неспроста признают Крым российским: раскрыт их планТакер Карлсон сделал неожиданное заявление о жизни в РФЗатонувший танкер РФ достали из воды, и вот что стряслосьВ Киеве сделали неожиданное заявление о территорияхШойгу обратился к КНДР касательно УкраиныВ США выступили с неожиданным заявлением о ДНР и ЛНРВертолет с военными рухнул в РФ: что уже известноПодобного не видели: Финляндию захлестнул масштабный дефицитГромкое дело тормозили годами: вмешался БастрыкинТретьяк не побоялся высказать об Овечкине правду на всю РФВырвалось: что Симоньян раструбила на весь мир о КарлсонеТонкий ход Путина поразил Украину до глубины души – СМИОпасная игра: в РФ пресекли коварный план ФинляндииДугин рассказал, как Путин спас жизнь ТрампуЗапомните! Мощный убийца рака — в копеечном продукте«Покинуть Украину»: в США назвали неожиданное условие мираУпал самолет: среди многих жертв оказался известный музыкантВ Норвегии неожиданно передумали насчет РФ
Новости и материалы
ВВС США нанесли удары по базе движения «Ансар Алла» в Йемене
В Петропавловске-Камчатском за два дня снега выпало больше, чем за всю зиму
Apple работает над умными часами с камерой и искусственным интеллектом
Российский тренер назвал фаворита Кубка Гагарина
Комиссия CWGC отметила заботу России о могилах британских военных
Экс-владелец оборонного предприятия в Подмосковье заочно получил 15 лет за хищения
Прохожий спас провалившего под лед школьника в Ленинградской области
ВСУ оставили в Судже мины, сделанные на 3D-принтере
Найден способ быстрее диагностировать рак простаты
На Кубани трех человек госпитализировали после нападения стаи собак
Белоруссия сообщила о регулярных падениях дронов в стране
Братья Бё провели последнюю гонку в карьере
Площадь пожара на мусорной свалке в Новороссийске удалось сократить до 900 «квадратов»
Собаки-виноделы помогут спасти виноградники от грибков
Арестованный мэр Стамбула получил многомиллионную поддержку на праймериз оппозиции
Зеленский оценил работу Украины на переговорах в Саудовской Аравии
«Не самая важная проблема Суджи»: рэпер Апачев высказался о скандале со своими граффити
Лидер чемпионата России разгромил медиаклуб в товарищеском матче
Все новости