После трехдневных переговоров в Варшаве между Россией и Польшей так и не было достигнуто полного согласия по объемам взаимных автоперевозок, прерванных 1 февраля. Как рассказал «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, страны значительно продвинулись при обсуждении условий работы в рамках изменений в российском законодательстве. Однако поляки по-прежнему пытаются перетянуть на себя большую часть перевозок фурами из Европы, а следовательно, лишить заработка российских перевозчиков и дальнобойщиков.
Очередной раунд переговоров должен состояться уже на российской территории. В Министерстве транспорта планируют, что встреча состоится до 15 февраля и станет решающей. Отметим, что именно в этот день истекает договоренность между странами, согласно которой российские и польские фуры, которые остались на иностранной территории, могут завершить доставку товаров и вернуться на родину. Транзитный путь в Россию через Польшу из других стран остается закрытым.
Россия защищает отечественных автоперевозчиков
Как пояснил Москвичев, достигнуть консенсуса с Польшей пока не получается не только из-за количества разрешений на работу польских автоперевозчиков на территории России.
«Есть и другие вопросы, — отметил Москвичев. — Россия не просит ничего лишнего. Наша просьба в том, чтобы то, что принадлежит России, за нами и сохранилось.
К примеру, польские коллеги говорят нам: давайте мы будем доставлять все грузы из Европы до Белоруссии или Польши, а вы уже возите в Россию от этих точек.
То есть они хотят забрать все фрахты, а нашим перевозчикам возить грузы практически за бесплатно.
Поэтому с Польшей остаются вопросы. Такая ситуация у нас складывается только с поляками, и такое происходит далеко не в первый раз. И на переговорах с ними бывает очень тяжело».
Глава думского комитета по транспорту также уточнил, что необходимые для работы автоперевозчиков межправительственные соглашения Россия заключила со всеми странами.
«Отдельного соглашения с ЕС по этому поводу не существует, и Евросоюз не делегировал никаких полномочий полякам, как они утверждают».
В свою очередь, как сообщил ТАСС заместитель министра транспорта Николай Асаул, если с польской стороны не будет понимания, переговоры могут затянуться на неопределенный срок. В таком случае российская сторона будет активно фрахтовать паромы и идти в обход Польши.
«На встречах российская делегация выслушала предложения польской стороны по поводу упрощения положений российского законодательства, — сказал Асаул. — Мы пошли им навстречу, согласились их откорректировать. Несмотря на это, согласия о количестве разрешений достигнуть не удалось даже на двухмесячный период. Поляки все равно требуют многократного увеличения квоты своих разрешений. Эти цифры неприемлемы».
Почему Польша не хочет договариваться
Согласно официальному заявлению польского министерства инфраструктуры и строительства, во время переговоров стороны пытались определить правила, по которым будут выполняться автоперевозки, а также согласовать маршруты. «К сожалению, Россия неоднократно нарушала ранее существующие соглашения, как двусторонние, так и международные, — говорится в заявлении. — Кроме того, Россия предприняла административные действия, направленные на устранение польских перевозчиков со своего рынка. Это значительно ограничило для Польши доступ к рынкам Азии, Центральной и Восточной Европы».
Заместитель министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит уверен, что предложение России неприемлемо и противоречит международному праву.
«Представители России признали, что сейчас закон дискриминирует наших перевозчиков, поэтому будет изменен, — сказал Шмит. — Нас уверили, что в течение двух месяцев будут сделаны корректировки».
Пути закрыты, убытки растут
В итоге полноценное грузовое сообщение между Польшей и Россией до сих пор закрыто. Исключение составляет незначительное количество автоперевозчиков, которые пользуются многократными разрешениями. Тем временем, по оценке местных экспертов,
каждый день простоя обходится польскому транспортному сектору в $1,5 млн.
По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши, ранее в Россию из республики ежедневно въезжало около 600 грузовиков. Каждый из них в среднем зарабатывает на перевозке товара €2,5 тыс. в сутки.
Эксперты со стороны России, в свою очередь, уверены, что именно поляки в сложившейся ситуации теряют больше.
«Поляки заявили, что Евросоюз поручил им возить все грузы, которые следуют в Россию из Европы, такого просто не может быть,
— заявил «Газете.Ru» председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Центральном федеральном округе Валерий Алексеев. — Сейчас в ситуацию с непростыми переговорами вмешивается и политика. Но у польской стороны будет куда больше проблем, чем у России с точки зрения экономики. К примеру, одна поездка нашего транспортного средства транзитом через всю Польшу стоит 18 тыс. руб. — это плата за пользование их дорогами. В прошлом году Россия использовала 238 тыс. разрешений, включая транзитные и двусторонние. Даже если не всем транзитным автоперевозчикам нужно было пользоваться и оплачивать максимальный проезд по Польше, мы принесли их дорожному фонду серьезную сумму. А придорожная инфраструктура — когда в 2010 году наши страны устраивали подобную транспортную блокаду, на их территории все начало разваливаться.
Кроме того, в Польше организовано очень много предприятий, которые выпускают продукцию исключительно для России. Они даже размещены поближе к границе — это позволило полякам ощутимо поднять свою экономику.
В итоге если мы хоть как-то можем проехать транзитом: паромом из Санкт-Петербурга или через Украину, то из Польши этого никак не получится. У них, конечно, есть Белоруссия, но и с ней сейчас нет полной договоренности».
Российские перевозчики начали искать альтернативные пути
Пока страны пытаются достичь взаимопонимания, российские автоперевозчики уже начали просчитывать альтернативные пути для экспорта. Как рассказал «Газете.Ru» гендиректор «Лар Транс» Александр Ларионов, предварительные переговоры с грузоотправителями-экспортерами показали, что последние готовы пойти перевозчикам навстречу. Они соглашаются с новыми вариантами доставки их продукции до стран назначения, хотя цена этих услуг теперь будет выше.
«Вместо проезда через Польшу мы можем ходить паромом через Клайпеду, есть паром из Санкт-Петербурга, а также через Финляндию, — рассказал Ларионов. — Конечно, стоимость перевозки будет выше. Но надо все посчитать. Ведь, к примеру, если взять сухопутную дорогу по Германии, то в стоимость проезда надо закладывать платные дороги, разрешения, топливо. Поэтому расходы на паром могут оказаться и не такими высокими».
Отметим, что
альтернативу приходится искать иностранным перевозчиками, которые следовали транзитом через Польшу в Россию. Как уточнил эксперт «Газеты».Ru, наземным транспортом в Россию в больших объемах ввозятся товары народного потребления, бытовая техника, строительные материалы, сантехника.
Напомним, что ранее заместитель министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит заявил, что Россия в одностороннем порядке путем административных решений радикально ограничивает доступ к своему рынку польского транспорта и товаров. По его словам, автомобильные перевозки между Россией и Польшей, в том числе транзит в третьи страны, регулируются международным соглашением от 1996 года. Польская сторона не согласна с изменениями, которые Россия внесла в этой сфере в декабре прошлого года, ограничив возможности перевозки товаров для третьих стран.