Ажиотажного спроса на новые автомобили в конце минувшего года не случились. В конце 2014-го при помощи такой покупки многие россияне попытались спасти накопленные рубли, вложившись в покупку не всегда нужной машины до очередного скачка цен. Свой вклад сделали и гости из стран СНГ, хранившие зарплату в долларах. Благодаря этим факторам ряд марок тогда смог показать хорошие результаты даже на фоне падающего рынка. Однако вместе с индексацией цен такая инвестиция с каждым днем стала терять свою привлекательность, и в минувшем году никаких ажиотажных всплесков уже не наблюдалось. В итоге часть населения от покупки автомобиля просто отказалась. При этом опрошенные «Газетой.Ru» эксперты уверены, что цены на новые машины продолжат расти и в 2016-м. Когда лучше купить новый автомобиль и сколько он может стоить — в материале «Газеты.Ru».
Подорожают все. Вопрос насколько
В том, что повышать цены в 2016 году будут все без исключения автопроизводители, уверен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
«Мы сильно отстали от изменений в курсе валют, — пояснил Удалов «Газете.Ru». — За последний год рубль упал в два раза, а цены в автосалонах подросли в среднем только на 25%. Поэтому подорожают все автомобили без исключения, вопрос лишь в динамике. Те, у кого ведется локализованное производство, смогут позволить себе поднимать цены медленнее. Но многое будет зависеть и от политики производителей.
Те, кому важнее объемы рынка, пойдут по пути корейских Kia и Hyundai и будут сдерживать цены. Такая стратегия уже позволила этим маркам достичь больших объемов продаж и рыночной доли.
В условиях плохого рынка они привлекают большое количество клиентов, которые в дальнейшем будут им лояльны. Так, они как минимум три года будут обслуживаться у дилера, потом покупать у них запчасти. Это работа на перспективу. В группе риска окажутся те марки, у которых есть свое производство, но продажи крайне невелики. И работать в таких условиях им становится все более дорого и накладно. И тут вновь важна стратегия компании — сколько она готова тратить средств, чтобы оставаться в России, не проще ли будет закрыться?
При покупке автомобиля сейчас именно цена выходит на первое место — конкуренция высока, предложений на рынке огромное количество, и найти более дешевую альтернативу очень просто.
Хорошим примером в этом плане может стать Chevrolet, который сразу поднял цены с началом кризиса. В итоге бренд вынужден был сократить свое присутствие на российском рынке. Если говорить про отечественный «АвтоВАЗ», то вряд ли компания будет корректировать заявленные цены на новинки».
Между тем в компании Kia пока тщательно скрывают информацию о своей стратегии в 2016 году. Как рассказали «Газете.Ru» руководители марки в России, «Kia будет внимательно следить за поведением своих конкурентов».
Остатки сладки
После празднования Нового года скидки на новые автомобили лучше не ждать. В этом уверен вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко.
«С 1 января компания Renault повысила цены на 5%, по их пути пойдут многие автокомпании», — сказал Петренко «Газете.Ru».
Отметим, что Chevrolet Niva с 1 января уже подорожала в среднем на 16–17 тыс. руб.
В свою очередь аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков советует приобрести автомобиль в начале года — дилеры уже стараются максимально быстро очистить склады от стоков 2015 года.
«На машины предыдущего модельного года продавцы готовы делать максимальные скидки, — говорит Рожков «Газете.Ru». — Но на модели 2016 года цены будут без сомнения расти. Прогнозировать точный рост цен сложно, в начале года в среднем они могут подрасти на 3%, а дальше все будет зависеть от валютных курсов и положения рубля».
Подорожание будут сдерживать
Руководитель инвестиционно-банковского департамента QB Finance Дмитрий Кипа существенного роста цен на автомобили в 2016 году не ожидает. Он уверен, что ради борьбы за покупателей автопроизводители вынуждены будут максимально сдерживать подорожание новых моделей.
«Автомобильный рынок обрушился на 35–40%, потребительский спрос населения и реально располагаемые доходы продолжают падать, поэтому существенных предпосылок для улучшения ситуации не предвидится, — сказал Кипа «Газете.Ru». — Конкуренция среди автопроизводителей, особенно в массовом сегменте, резко обострилась.
Поэтому рублевые цены они будут держать до последнего, особенно те, у кого высока локализация производства.
Соответственно, найти хорошее предложение можно и в начале 2016 года. Исключением являются только некоторые модели отдельных производителей из премиального сегмента, по которым очень высок спрос при ограниченном предложении. К примеру, Mercedes-Benz GLE купе. Самым экономным можно посоветовать отложить покупку до середины — конца февраля, когда будет происходить финальный этап продаж автомобилей 2015 года выпуска. В этот период скидки будут максимальными, поскольку дилерам будет необходимо разгружать склады. Тогда некоторые модели, по которым наблюдается наименьший спрос, можно будет купить даже ниже себестоимости».
С тем, что в 2016 году автомобили будут дорожать плавно, согласен и руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«В течение года цены в массовом сегменте повысятся максимум на 10–15%, — прогнозирует Деев в разговоре с «Газетой.Ru». — С одной стороны, текущая ситуация действительно повторяет конец 2014 — начало 2015 года, когда после резкой девальвации рубля автопроизводители и дилеры были вынуждены поднять цены. Однако сейчас участники рынка понимают, что дальнейшее повышение лишь усугубит их положение в условиях слабеющего спроса. Сейчас необходимо искать иные пути и решения.
Одним из таких решений будет сокращение модельного ряда большинством марок до минимума, что означает, что в начале года могут начаться распродажи автомобилей, уходящих с рынка.
В 2016 году количество акций и специальных предложений вряд ли сократится, поскольку необходимость в стимулировании спроса себя не исчерпает».
В ГК «АвтоСпецЦентр», в портфеле которой находится несколько автомобильных брендов, «Газете.Ru» рассказали, что все новогодние праздники сохранятся, в частности, скидки на автомобили Hyundai и Mitsubishi. В салоны заманивают возможностью сэкономить более чем до 260 тыс. руб. и 469 руб. соответственно. Однако стоит помнить, что дилеры в основном закладывают в скидки и выручку от сдачи автомобилей в trade-in. Директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев сообщил «Газете.Ru», что намерение повысить цены есть практически у всех производителей, но официальных решений пока нет.
Кстати, согласно опросу «Автостата», в 2016 году 56% автовладельцев не будут менять автомобиль. При этом доля тех, кто не будет покупать новый, заметно выше (61,5%), чем тех, кто не планирует покупку автомобиля с пробегом (52,7%). В опросе приняли участие более 17 тыс. респондентов.