Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Интеграция ЭРА-ГЛОНАСС с «Платоном» неизбежна»

В ближайшее время государственная система ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательной для всех автопроизводителей

Система «Платон» в будущем может быть интегрирована в устройства ЭРА-ГЛОНАСС. Об этом в интервью «Газете.Ru» сообщил президент НП ГЛОНАСС Александр Гурко. Он также рассказал, сколько вызовов поступило из автомобилей Lada Vesta и Ford Transit, которые уже оснащаются штатно бортовыми устройствами ЭРА-ГЛОНАСС, а также о том, подорожают ли автомобили, когда система станет обязательной для всех продающихся в России моделей.

Уже несколько тысяч серийных легковых автомобилей ездят по российским дорогам со встроенными устройствами ЭРА-ГЛОНАСС, предназначенными для автоматического экстренного вызова спасателей в случае ДТП. При серьезной аварии устройство самостоятельно определяет местоположение автомобиля через спутники системы ГЛОНАСС/GPS и сообщает координаты и время аварии в контакт-центр. Вызвать оператора системы можно и вручную — для этого в салоне устанавливается специальная кнопка.

О первых результатах работы системы «Газета.Ru» узнала у президента НП ГЛОНАСС Александра Гурко.

— Александр, российская система ЭРА-ГЛОНАСС какое-то время работает уже в боевом режиме. Есть уже первые результаты? Сколько было экстренных вызовов?

— На данный момент операторам поступило уже 18,4 тыс. звонков. Из всех регионов страны звонят. Однако, слава богу, ни одного аварийного вызова пока не было, хотя несколько тысяч серийных автомобилей с ЭРА-ГЛОНАСС уже ездят по дорогам. Примерно треть звонков мы получили от владельцев автомобилей, которые просто из любопытства нажимали на кнопку в салоне. Многие из них пишут потом в интернете отзывы, искренне удивляясь, что ЭРА-ГЛОНАСС действительно работает.

Оставшиеся звонки осуществляются автопроизводителями для тестирования работы системы на заводе. Поэтому идут вызовы из Тольятти и Татарстана, где собираются Vesta и Transit. Кроме того, сигналы поступают от производителей самих устройств и тех лабораторий, где их тестируют.

— А где находятся кол-центры, сколько человек там работает?

— Пока есть только основной кол-центр в Москве, но скоро запускается еще один — в Курске. Потом будут появляться и новые кол-центры, предположительно, в Новосибирске, а может, и в других регионах. Пока численность операторов составляет восемь человек.

— То есть все готово, работает и никаких проблем с этой новой для всех нас системой нет?

— Сейчас у нас есть две нерешенные задачи. Во-первых, нужно, чтобы Минтранс и МВД выпустили приказ, который регламентировал бы процесс оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Дело в том, что служба 112, куда должны передаваться сигналы о ДТП с устройств ЭРА-ГЛОНАСС, сейчас функционирует только в двух регионах, поскольку финансирование создания службы в регионах практически отсутствует.

Поэтому пока вся информация о ДТП передается в дежурные части МВД, задача стоит в обеспечении своевременного реагирования. Технологически для этого все готово, но организационно должно быть отлажено. Во-вторых, нужно проводить обучение дилеров, чтобы они потом могли инструктировать клиентов, покупающих автомобили с устройствами ЭРА-ГЛОНАСС.

— Система уже работает, но пока не все продающиеся машины должны оснащаться устройствами. Напомните, какие предусмотрены этапы внедрения ЭРА-ГЛОНАСС?

— С 2015 года — все новые модели автомобилей, а с 2017 года — все новые машины, выпускаемые в обращение на территории России, при производстве будут обязательно оснащены устройствами ЭРА-ГЛОНАСС.

— Сколько легковых машин, помимо тех, о которых мы уже говорили, прошли сертификацию?

— По последней информации, в этом году ожидается сертификация трех-четырех новых моделей. Каких именно, комментировать не могу. В следующем году будет сертифицировано около 10–15 моделей. Но вообще тут сложно что-то прогнозировать, поскольку у многих автопроизводителей при прохождении сертификационных испытаний возникли сложности, хотя все требования были известны заранее и согласовывались с ними.

Требования по качеству срабатывания бортовых систем действительно жесткие. Нам важно обеспечить качество работы системы.

Например, если в салоне машины плохая акустика или устройство по другим причинам не проходит краш-тест, то смысл ЭРА-ГЛОНАСС теряется, поскольку она не может выполнить свою базовую функцию — послать сигнал о происшествии.

— В Европе скоро заработает аналогичная система eCall. Правильно ли я понимаю, что европейские автомобили, подключенные к этой системе, находясь в России, смогут передавать сигналы о ДТП оператору ЭРА-ГЛОНАСС?

— Да, в Европе с марта 2017 года начнет работать аналогичная система eCall. Она будет полностью совместима с ЭРА-ГЛОНАСС. Более того, уже отработаны все технологии передачи сигналов с устройств eCall в центр обработки ЭРА-ГЛОНАСС. Сигнал с российского автомобиля с терминалом точно так же будет приниматься европейскими кол-центрами.

— Понятно, что автопроизводители заложат затраты на оснащение машин устройствами в цену автомобиля и платить за это в конечном счете будет потребитель. Вопрос в том, сколько доплачивать придется?

— Терминал в базовой комплектации стоит сегодня около $100 — 6–7 тыс. руб. по текущему курсу.

Со всеми возможными опциями стоимость устройства дорожает максимум в полтора раза. Это если говорить о потребительском рынке. Для корпоративного рынка — коммерческих автобусов и грузовиков — могут быть востребованы более сложные дорогостоящие устройства, включающие дополнительные функции: тахограф, взимание платы за проезд и так далее. В этом случае стоимость увеличивается.

— Про взимание платы — интересно. А может ли ЭРА-ГЛОНАСС быть интегрирована с системой «Платон»?

— Интеграция таких систем неизбежна. Сколько времени на это уйдет, пока непонятно. Темпы проникновения интегрированного устройства зависят от темпов обновления парка, потому что в обязательном порядке ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается только на новые автомобили. Наличие предустановленных на автомобиле платежных терминалов, например для взимания платы за проезд, выгодно всем: и производителю грузовика, который таким образом повышает конкурентоспособность своей продукции, и потребителю — перевозчику, которому станет проще этим пользоваться и управлять.

Все это возможно и сегодня, но концессионер, который управляет «Платоном», выдает терминалы перевозчикам бесплатно. Поэтому прямо сейчас автопаркам или предпринимателям невыгодно покупать ЭРА-ГЛОНАСС с функцией оплаты проезда по федеральным трассам.

— Какие еще функции в теории могут быть привязаны к ЭРА-ГЛОНАСС?

— В техрегламенте Таможенного союза четко прописаны минимальные требования к таким устройствам — это прежде всего обеспечение безопасности. Дополнительные функции могут быть связаны с умным страхованием, европротоколом, дистанционной диагностикой автомобиля, тахографом и так далее. Что не является обязательным, а может подключаться по желанию водителей. Поэтому сам автопроизводитель будет решать, какую систему ставить на автомобиль — только с обязательным функционалом ЭРА-ГЛОНАСС или нет.

— Когда вы говорили о цене терминалов ЭРА-ГЛОНАСС, то сделали оговорку на текущий курс рубля. Почему стоимость устройства зависит от курсов валют? Запчасти приобретаются за рубежом?

— Да, из-за падения рубля стоимость бортовых систем увеличилась. К сожалению, большая доля импорта есть в элементной базе устройств, в микроэлектронике. Значительное количество самих устройств разрабатывается и производится российскими компаниями. Импортозамещение, конечно, возможно, но для этого надо развивать микроэлектронику, что в любом случае необходимо делать.

Что думаешь?
Загрузка