Спустя полтора года после присоединения Крыма к России ситуация на местном автомобильном рынке остается крайне неопределенной. Из-за введенных санкций против России западные бренды не рискуют открывать здесь свои представительства. Тем не менее на продажах новых машин это почти не сказывается.
Дилеров нет, а машины есть
Несколько дней назад в Симферополе открылся новый автосалон, торгующий автомобилями Mercedes-Benz. Некоторые из имеющихся в наличии моделей только в прошлом месяце были представлены на автосалоне во Франкфурте. Более того, на различных агрегаторах автомобильных дилерских центров в Крыму указано, что данный продавец является официальным дилером немецкой марки. Однако на российском сайте компании Mercedes-Benz информации, подтверждающей этот факт, нет. Опровергают официальный статус дилера и представители импортера Mercedes-Benz в России.
«В настоящее время автомобильный бизнес в Крыму, который является кризисным регионом, практически не развивается.
По этой причине на текущий момент у нас нет официального дилера или СТО, работающих в Крыму, — прокомментировал ситуацию начальник отдела корпоративной коммуникации «Мерседес-Бенц Рус» Андрей Родионов. — Мы продолжим внимательно наблюдать за этой непростой экономической ситуацией и надеемся, что в ближайшем будущем сможем предложить нашим клиентам в Крыму обслуживание на уровне, соответствующем традиционно высоким стандартам Mercedes-Benz».
Есть в Крыму и якобы официальный дилер BMW. Центр Avtodel BMW находится в Симферополе, а на его сайте указано, что это официальный дилер. Однако этого «официала» нельзя обнаружить в списках дилеров ни российского, ни украинского представительства марки. В российском офисе компании BMW официальный статус данного дилера также не подтвердили.
«Дилер BMW в Крыму работает уже порядка 15 лет, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе BMW Rusland. — Раньше он получал новые автомобили от украинского представительства.
Но сейчас машины не могут официально поставляться этому дилеру ни из Украины, ни российским импортером. Для этого есть политические препятствия. Как только этих препятствий для BMW Group не окажется, официальные поставки возобновятся».
В то же время представитель компании отметил, что предприниматель, владеющий автосалоном в Крыму, в теории имеет возможность получать новые автомобили BMW для продажи.
Однако главный конкурент двух этих марок — бренд Audi представлен в Крыму действительно официально. Эту информацию подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе российского представительства марки. «В Крыму у нас есть дилерский центр АЦ «Симферополь», который официально появился 21 мая 2015 года», — уточнили в компании.
Как выяснила «Газета.Ru», «Ауди» является исключением из сложившейся на полуострове практики в сфере продаж новых автомобилей. Остальные опрошенные «Газетой.Ru» дилеры и компании пока не могут открыто заявить, что продают машины в Крыму официально.
Помимо Mercedes и BMW, усилиями компании «Авто-люкс» представлена в регионе и марка Mitsubishi. Однако открытой информации, подтверждающей сотрудничество «Авто-люкс» с украинским или российским импортерами, нет. В ММС РУС (представитель марки в РФ) от дилерских центров «Автор-люкс» открестились. «Это не наши официальные дилеры, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании. — Никаких запросов от них на заключение дилерского контракта к нам не поступало. Мы пытаемся в условиях кризиса сохранить имеющихся дилеров, поэтому о расширении сети речи все равно не идет».
Та же компания Avtodel продает в Симферополе не только новые BMW, но и, например, автомобили марки Renault. На сайте дилерского центра Renault в Крыму указано, что это официальный дилер «Рено Россия». Но импортер не подтверждает официальный статус продавца в Крыму на своем сайте — Avtodel в разделе «дилерская сеть» не значится. В пресс-службе Renault Russia «Газете.Ru» пояснили, что Avtodel — это субдилер компании в Крыму, который поддерживает гарантию для конечных клиентов и продает автомобили и запчасти.
В Avtodel «Газете.Ru» рассказали, что на сегодняшний момент не все автобренды подтвердили свой официальный статус. «Например, неоднократные обращения в Land Rover так и не увенчались успехом, — пояснили в компании. — А с Honda Motor Rus дилерский центр Крыма до сих пор ведет судебные разбирательства на право официального обслуживания автомобилей.
При этом представитель Avtodel не уточнил, какие именно бренды из портфеля компании подтвердили официальный статус их дилерских центров в Крыму.
«Наши дилерские центры работают в Крыму с каждым из брендов – BMW, Mitsubishi, Renault и Nissan – более десяти лет. Сегодня в Крыму условия покупки и обслуживания автобрендов равнозначны с другими регионами России», — уклончиво ответили на этот вопрос в компании.
Есть в Крыму, например, и дилерский центр марки Honda. При этом ни у российского, ни у украинского импортеров японской компании своего дилера в регионе формально сейчас нет.
Источник «Газеты.Ru», работающий в одном из крупнейших представительств автокомпаний в России, отмечает, что санкции на работу дилеров в Крыму на практике существуют.
«Ограничения на ведение бизнеса в регионе не прописаны в открытых источниках, но внутренние запреты точно есть,
— поясняет собеседник. — Поэтому многие дилеры просто называют себя официальными, а представительства с этим никак не спорят. Если в Европе узнают, что их импортер работает с дилером в Крыму, то будут последствия».
Юридическая уловка
Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко отмечает, что ситуация в Крыму неоднозначная — производители боятся каких-то санкций в случае признания своих дилеров в Крыму официальными.
Многие бренды предпочитают просто проводить поставки автомобилей в Крым, но не напрямую, а через посредников — судбилеров.
Они больше выполняют юридические функции, потому что решают в основном технические вопросы, связанные с доставкой автомобиля в определенное место. В данном случае официальное представительство продает машины на материковой части России, а та уже формально самостоятельно отправляет их на полуостров.
Это такая юридическая уловка, которая позволяет брендам, с одной стороны, сохранить лицо, а с другой — не отказываться от нового рынка.
Поэтому для клиента по большому счету ничего не меняется, зачастую даже с точки зрения цены: субдилерские стандарты вполне соответствуют дилерским стандартам».
«Крым превращается в черную дыру, куда новые автомобили поставляются разными каналами, — рассказал «Газете.Ru» представитель украинской аналитической компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий. — Местные дилеры работают по франшизам от краснодарских и ставропольских официалов. Только у Audi, насколько мне известно, есть прямой контракт с импортером. В то же время по неофициальным каналам машины, в том числе и европейских марок, привозят в Крым и из Украины. Это очевидно, поскольку некоторые модели и их комплектации не продаются в России, но есть на украинском авторынке».
Собеседник отмечает, что порядка 60% дилеров в Крыму и Севастополе не разрывали контракты с украинскими импортерами.
«Однако поставок машин и запчастей по этим контрактам нет, хотя в теории могли бы быть, поскольку для Украины Крым — это свободная экономическая территория,
— поясняет эксперт.
Омельницкий полагает, что у клиента, купившего автомобиль у непризнанного дилера при возникновении конфликтных ситуаций с ним могут возникнуть проблемы. «Такой дилер легко может перевести стрелки на импортера, а тот может заявить, что это не его дилер. В результате автовладельцу обращаться будет некуда», — говорит он.