На 55 млн руб. в общей сложности были оштрафованы АЗС по всей России за нарушения, выявленные в ходе внештатных проверок. Рейды на автозаправочных станциях проводились в рамках исполнения поручений президента РФ и премьер-министра органами прокуратуры совместно с Росстандартом. Целью проверок являлось предотвращение продаж на российском рынке некачественного и контрафактного топлива.
Всего за три месяца — с конца мая по сентябрь текущего года — внеплановые проверки были проведены примерно на 10% всех российских АЗС.
Инспекция посетила более 3,1 тыс. заправок и на 1342 из них (то есть более чем на 40% АЗС) обнаружила нарушения стандартов.
Для сравнения: в предыдущие годы количество заправок, работавших с нарушениями, составляло около 33% от общего числа. В Росстандарте ухудшение показателя связывают именно с внеплановым характером проверок.
Большая часть нарушений — около 50% — связана с несоответствием стандартам физико-химических показателей топлива. Проблемы с составом топлива выявлены на 625 АЗС.
Кроме того, в ходе проверок установлено внушительное количество фактов недолива топлива. Штрафы за такое нарушение получили 420 бензоколонок.
По нормативам, на 10 л недолив может составлять 0,25 мл. При этом проверяющими были выявлены факты недолива в диапазоне от 0,41 до 280 мл. В Росстандарте подсчитали, что при обороте АЗС в среднем 4–5 т топлива в день максимальный недолив на некоторых заправках составлял 140 л в сутки.
Остальные нарушения — более 700 штрафов — связаны с отсутствием у продавца необходимых сертификатов и нарушениями правил информирования потребителей о свойствах топлива.
Более половины нарушений пришлись на независимые АЗС.
При этом на таких заправках в подавляющем большинстве (600 из 625 штрафов) выявлялись нарушения физико-химических показателей бензина и дизельного топлива. Тем не менее в Росстандарте отмечают, что к качеству работы крупных и известных сетей АЗС также есть нарекания, правда не связанные непосредственно с качеством автомобильного топлива.
Замруководителя Росстандарта Алексей Кулешов считает, что для решения проблемы есть несколько мер. «Необходимо поднимать административные штрафы, — рассказал «Газете.Ru» Кулешов. —
Даже самые крупные штрафы — около 300 тыс. руб. — не заставят владельца АЗС устранять нарушения. Поэтому необходимо применять к недобросовестным компаниям оборотный штраф и другие санкции, вплоть до приостановления деятельности.
Кроме того, сегодня владелец АЗС понимает, что по закону следующая внеплановая проверка может проводиться не ранее чем через три года, и не спешит устранять нарушения. Поэтому важно внедрять так называемый рискоориентированный подход. Так, инспектор должен проводить проверки точечно, на наиболее небезопасных для потребителя предприятиях».
Собеседник отмечает, что необходимо и утверждение на законодательном уровне новых требований регламента проведения таких проверок на АЗС. «Изъятие проб должно быть разрешено не только из резервуаров, что иногда технически невозможно сделать, а прямо из заправочного пистолета. Кроме того, эту процедуру стоит разрешить проводить при понятых, если владелец бензоколонки долгое время отсутствует на месте», — поясняет Кулешов.
По результатам проверок Росстандартом был подготовлен доклад, который будет представлен Владимиру Путину.
Напомним, что на проблему некачественного топлива президент обратил внимание в конце апреля текущего года. На совещании с членами правительства Путин напомнил, что в ходе «прямой линии» автомобилисты жаловались на качество бензина и дизельного топлива. В результате Путин поручил Генпрокуратуре заняться вопросом качества реализуемого автомобильного топлива.
«Это же хищение на самом деле. Это ведет не просто к проблемам, связанным с тем, что двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено, ремонтировать их надо чаще, чем положено, и так далее. Но это же просто обман потребителя на самом деле», — заявил тогда глава государства.
В свою очередь, министр промышленности и торговли Денис Мантуров тогда отметил, что проводимые до этого проверки показали, что основные нарушения допускают не нефтеперерабатывающие заводы, а автозаправочные станции.
Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша точку зрения министра не разделяет. «Нарушения химического состава топлива допускают не АЗС, а нефтебазы, где этот продукт производится, — рассказал «Газете.Ru» Аркуша. —
На самих АЗС могут и не знать, что продают. Поэтому надо не по хвостам бить, а перекрывать каналы таких поставок».
Собеседник считает, что не все из предлагаемых сейчас мер по ужесточению контроля ответственности за качество топлива адекватны.
«Например, увеличивать административные штрафы, которые и сейчас могут достигать нескольких сотен тысяч рублей, — излишняя мера, — считает эксперт. — Другое дело, рискоориентированный контроль — когда делается экспресс-анализ качества топлива, а не сразу полноценное лабораторное исследование. Это дешевле и позволяет охватить большее число АЗС. Кроме того, возможно, имеет смысл внести коррективы в законодательство, с тем, чтобы инспектора могли проверять качество топлива чаще, а не раз в три года».