Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Уход из России даже не обсуждается»

Почему Peugeot, Citroen и DS не уйдут из России

Продажи Peugeot в России в кризисный год рухнули в четыре раза. Резко подорожавшие флагманские модели марки сделали их практически недоступными для целевой аудитории. А воспринять более премиальный имидж «французов» россияне пока не готовы. Чтобы удержаться на рынке, компании приходится жестко экономить. Почему концерн PSA ни за что не свернет свое присутствие в России, в интервью «Газете.Ru» рассказал директор Peugeot, Citroen, DS по региону Фредерик Вюарен.

— В кризисное для России время ряд компаний снижают свое присутствие либо вовсе выводят неприбыльные марки с рынка. Сначала это были китайские бренды, потом частично General Motors. Потом Honda и Acura, которые кардинально меняют схему работы в России. Ряд аналитиков смотрят на PSA Peugeot Citroen и утверждают, что вы на очереди. Будете ли вы уходить?

— На выставке коммерческого транспорта в Москве мы представили свои новинки. Это наше будущее, потому что некоторые модели только запускаются. Поэтому говорить о том, что мы уходим, и одновременно присутствовать на салоне — странно. Глава PSA Peugeot Citroen Карлос Таварес разделил мир на шесть зон. Та зона, где находится Россия, называется Евразия. И в ней Россия представляет 90% продаж. Это приоритетная зона развития. Вот объяснение того, почему мы останемся в России.

У России очень большой потенциал. Количество автомобилей на душу населения здесь в два-три раза меньше, чем в других странах с развитыми рынками.

Соответственно, когда в России вновь начнется подъем рынка, то он будет в два-три раза опережать европейские страны. Когда — это другой вопрос. Но те компании, которые однажды ушли с рынка, туда уже не вернутся, потому что это будет очень-очень дорого. Поэтому для нас это вообще не вопрос. Чтобы мы ушли из России? Это даже не обсуждается.

— Но все-таки есть такие компании, которые приходят и уходят.

— Это оппортунисты, которые приходят и уходят с рынка. PSA не может себе этого позволить. У нас есть завод. Соответственно, мы здесь, и у нас другого пути нет. Мы верим в потенциал рынка.

— То есть вы не сторонники, скажем так, американской стратегии?

— Действительно, для американцев есть либо белое, либо черное. Они готовы обрубать свои отношения в случае необходимости. Но мы не можем так поступить. У нас есть сложившиеся отношения, есть сеть. Поэтому мы присутствуем здесь, и для нас другого пути нет. Мы знаем, что солнце взойдет и будущее за нами.

— Продажи всех автомобильных компаний резко рухнули. Как выживает бренд Peugeot?

— Автомобильный рынок в России просел на 35%. При этом сегмент городских автомобилей, в которым мы представлены главным образом, просел сразу на 56%. Я имею в виду модель Peugeot 408, которую собирают на нашем заводе в Калуге. Поскольку на 408-й приходится половина продаж Peugeot, то, естественно, они упали вместе с сегментом. С другой стороны, у нас есть автомобили, которые мы импортируем из Франции. Но курс евро совершенно не благоприятствует их продажам. Поэтому мы ограничили импорт этих машин. Тем не менее мы остаемся в России, чтобы сохранить присутствие марки на рынке, чтобы продавать и быть рентабельными. Спасет нас именно рентабельность. Вся наша политика выстроена так, чтобы ее сохранить.

— Но 540 проданных автомобилей в июле и чуть более 3,3 тыс. за восемь месяцев — как быть рентабельными с такими цифрами?

— Эти цифры не совсем отражают нашу рентабельность. То есть кто-то может поставить знак равенства между результатом продаж и рентабельностью, но это неверно. Сейчас мы так перестроили нашу структуру и ее функционирование, чтобы сократить финансовые издержки и избавиться от излишних потерь. И так мы стали рентабельными, несмотря на то что цифры говорят о том, что продаж мало.

— То есть эти результаты продаж пока нельзя назвать катастрофой?

— Когда рынок проседает так сильно, таких цифр не избежать. Конечно, они могли быть другими при иной цене. Но тогда наши потери были бы очень сильны. То есть цифры были бы лучше, а потери — выше. Карлос Таварес заявил, что самое главное для нас быть рентабельными. Пройдет несколько лет, к 2017 году ситуация может измениться, а мы на это очень надеемся. И тогда мы посмотрим, как будем развиваться, пока же у нас только 2015 год.

— На ваш взгляд, пережидать кризис придется еще пару лет?

— На сегодняшний день нельзя точно сказать, сколько это будет продолжаться — два года или еще какое-то время. В российском рынке есть очень большой потенциал. На нем присутствует спрос, который порождает предложение. Но те условия, в которых мы работаем, сильно ограничивают возможности этого предложения и доступ клиентов к новым автомобилям, которые они хотят приобрести. Поэтому потенциал у рынка есть, развитие его будет, но когда — неизвестно. И оно будет происходить не стремительно, как после 2008 года.

Обязательно будут продажи и рынок выйдет на цифру 3 млн и больше. Но когда это случиться — другой вопрос.

— На чем, помимо оптимизации структуры и сокращения штата сотрудников, приходится экономить?

— Мы отказались от запуска новых моделей, для того чтобы упростить ту гамму автомобилей, которую мы продаем и которая приносит доход.

Также мы сократили рекламные коммуникации. Мы стали более щепетильными при закупках. К примеру, нам нужен красивый стенд на выставку, но всегда можно найти подешевле. Все вложения должны быть эффективными, каждый затраченный рубль должен приносить прибыль.

— От каких моделей пришлось отказаться?

— В Европе мы запустили Peugeot 108, и мы даже не думали, чтобы представить ее тут. Мы отказались от запуска обновленного спорткара RCZ, который также вышел в Европе. Что касается нашего нового спортивного хетчбэка Peugeot 308, который всегда занимал на рынке лидерские позиции, то мы считаем его идеальным. Но это импортируемый автомобиль. Поэтому его цена зависит от курса евро по отношению к рублю. На сегодняшний день его цена сравнима с «Гольфом». Он дорог в производстве, поэтому показывает совсем не те объемы продаж, какие нам бы хотелось.

— Поэтому нет ли возможности локализовать сборку этой модели или других на заводе в Калуге?

— Там мы собираем 408-й, Citroen C4 седан, а также автомобили в рамках партнерства с Mitsubishi. У предприятия большой потенциал, но он не может реализовывать свои промышленные мощности из-за сложившейся ситуации в России. Завод очень важный для нас инструмент.

Но создание автомобилей на новых платформах — это миллионы евро инвестиций, которые должны окупаться.

В Калуге можно собирать очень многое. На сегодняшний день я не могу вам сказать, что конкретно. Это вопрос долгосрочного планирования, но когда-нибудь мы точно будем на нем собирать что-нибудь еще. А в среднесрочной перспективе это будут те автомобили, которые требует российский рынок.

— Давайте поговорим про дилерскую сеть Peugeot. Как вы боретесь за ее сохранение? Части из них вы разрешили продавать автомобили других марок, чтобы площади не простаивали?

— Наша дилерская сеть прореагировала на падение на рынке даже быстрее, чем мы, и сократила все фиксированные затраты. Это касается основных средств, количества работников, расходов на рекламу. Также они оптимизировали свои торговые площади. И я действительно позволил некоторым дилерам продавать другие автомобили на территории дилерства.

— Воспользоваться этой возможностью может каждый дилер?

— Нет, это могут делать не все. К примеру, у нас есть один из крупнейших дилеров в Москве. У него очень большой салон, содержание которого требует высоких затрат.

Чтобы дистрибьютор смог окупать расходы и продержаться во время кризиса, я позволил им продавать машины другой марки. Эти машина продаются в самом дилерском центре, но там есть отдельный вход и своя инфраструктура.

— Автомобили других марок — они могут быть любыми?

— У нас дружеские отношения с нашими дилерами. Когда мы обсуждаем с ними возможность разделить торговые площади с другими марками, то выбираем те, с которыми не конкурируем. Дилер может предлагать машины, которые дополняют нашу гамму, а не пересекаются с ней.

— Насколько сократилась ваша дилерская сеть за последний год?

— У нас было 64 дилера, теперь — 56. Во время кризиса часть наших дилеров закрылась, но часть и открылась. Поэтому мы потеряли только около 10% дилеров. Иногда от нас отказывались, чтобы продавать другие марки. Но это временно — когда дела пойдут лучше, они снова готовы будут продавать наши машины.

— Можно узнать, что будет происходить с ценами? Ведь они постоянно растут.

— Как вы видите развитие рубля? Непонятно. Вот и ответ. И еще один ответ на ваш вопрос — это локализация, локализация, локализация...

— Какие бы автомобили вы хотели привести в Россию, когда это произойдет?

— Жизнь заставила меня быть реалистом.

Когда я просыпаюсь и вижу курс рубля, я думаю о том, чтобы выжило мое предприятие.

Действительно, у нас есть много красивых автомобилей, но при нынешнем курсе они стоят очень дорого. Сейчас у нас в гамме есть такие машины, как Peugeot 308, 508. Есть гамма коммерческих автомобилей. И нам есть чем гордиться и чем доставить удовольствие нашему клиенту. Поэтому, даже исходя из сегодняшней ситуации, у нас есть что предложить.

Что думаешь?
Загрузка