Автомобильное кредитование в России за последние годы стало важнейшим инструментом, который обеспечивал продажи новых автомобилей. В 2014 году в кредит приобреталась почти каждая вторая машина. Однако с наступлением экономического кризиса россияне стали значительно реже приобретать автомобили с использованием заемных средств: доля кредитных продаж упала в первом квартале 2015-го до 20% от общего объема сделок на рынке. Не в последнюю очередь и из-за этого общий объем российского рынка значительно упал.
Главным фактором, отпугнувшим потенциальных автовладельцев от использования заемных средств, стал рост ставок по автокредитам, которые доходили до 30% годовых. К апрелю текущего года ситуация начала выравниваться. Рост доли кредитных автомобилей в структуре продаж стал результатом запущенной правительством программы льготного автокредитования и снижения банками ставок по классическим автокредитам. Однако сейчас положение дел на рынке вновь подвержено негативному тренду.
Так, по оценкам участников рынка, средняя стоимость кредита при покупке автомобиля в салоне по итогам августа выросла до 19% годовых. В июне этот показатель составлял около 17,2%.
Примечательно, что Банк России 31 августа дал оптимистичный прогноз относительно доступности кредитов для всех категорий заемщиков: до конца 2015 года, согласно исследованию регулятора, кредиты станут более доступными для всех категорий заемщиков благодаря продолжающемуся снижению процентных ставок.
Однако многие участники рынка отмечают, что кредиты на покупку новых автомобилей по-прежнему сложно назвать доступными. Более того, эксперты не видят причин для существенного снижения ставок по автокредитам и не исключают того, что осенью они будут дорожать, а требования к заемщикам — ужесточаться.
«Средняя ставка по классическим программам автокредитования на сегодняшний день составляет 19–20%»,
— заявил «Газете.Ru» директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков. Изменение ставки осенью зависит от дальнейшей ситуации в экономике. При негативном сценарии возможно повышение процентных ставок, но только в случае, если регулятор вновь вернется к практике повышения ключевой ставки для поддержки курса рубля».
При этом собеседник отметил, что банк ожидает небольшого охлаждения активности заемщиков после ожидаемой индексации цен на новые автомобили в сентябре.
Госпрограмма не для всех
Некоторые участники рынка в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» отметили, что ставка по обычному автокредиту сегодня не столь интересна потребителям. Они в основном рассматривают возможность приобретения машины по льготной ставке, которая предлагается государством.
«В настоящее время основной спрос приходится на автомобили, подходящие под условия госпрограммы льготного автокредитования, ставки по которой составляют около 12%, — рассказал «Газете.Ru» директор департамента автокредитования Сетелем Банка Владимир Мартюков. —
Популярностью пользуются и специальные программы, разработанные совместно с автопроизводителями. Например, мы предлагаем приобрести Ford Focus по ставке от 5,9% годовых или Hyundai Solaris от 5,5%».
И действительно, введенная с 1 апреля госпрограмма оказывает серьезное положительное влияние на продажи новых машин, особенно приобретенных в кредит. Напомним, что по ее условиям государство компенсирует банкам 2/3 от ключевой ставки ЦБ РФ при выдаче кредита на покупку сделанной на территории РФ машины стоимостью до 1 млн руб.
Тем не менее дилеры признаются, что стоимость классического автокредита имеет значение для клиентов, поскольку программа не охватывает всех потенциальных покупателей.
Как рассказал «Газете.Ru» исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский, по итогам июля доля кредитных сделок в розничных продажах «Рольфа» составила 38,6%. «В августе, по предварительной оценке, она будет чуть меньше — около 36%, — уточняет он. —
В сентябре, судя по оживлению трафика, ожидаем роста кредитных продаж. Сказывается оживление покупательской активности: многие клиенты спешат вложить свои накопления в автомобиль, опасаясь усиления девальвации и предчувствуя новую волну повышения цен.
По словам собеседника, примерно две трети автомобилей продаются в кредит не по госпрограммам. «Тем не менее льготная программа автокредитования по-прежнему остается существенным подспорьем как для кредитных продаж, так и для авторынка в целом: примерно треть автокредитов в «Рольфе» выдается с использованием государственной субсидии, — рассказал Павловский. —
Расширение действия программы льготного кредитования на автомобили дороже миллиона рублей помогло бы существенно увеличить как продажи в кредит, так и общие результаты продаж дилерских центров.
Эксперт не исключает того, что ставки по автокредитам могут вырасти в ближайшее время. «Пока мы не зафиксировали роста ставок, однако в ближайшее время он возможен: банки внимательно следят за политикой регулятора и готовы быстро среагировать на изменение ситуации», — отметил Павловский.
Не стоит откладывать покупку машины
Вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов считает, что потребителям, которые планируют покупку машины в кредит, стоит торопиться с принятием решения. «В начале года произошло резкое снижение процента одобренных заявок из-за стремления всех банков уменьшить свои риски в нестабильной экономической ситуации, — рассказал он «Газете.Ru». — Сейчас ситуация частично восстанавливается.
Однако с дальнейшим ростом нестабильности в экономике требования банков к заемщикам могут снова вырасти. Все это в совокупности говорит о том, что лучше покупать автомобиль сейчас, пока еще это можно сделать относительно выгодно — цены только начали расти, и госпрограммы пока действуют».
«По нашим прогнозам, роста ставок по автокредитам в начале осени не ожидается, при этом не произойдет и резкого снижения в связи с тем, что проценты и так невысоки, — рассказала «Газете.Ru» начальник отдела страхования и кредитования «Панавто» Юлия Лактионова. — Мы работаем по специальным программам и предлагаем автомобили в кредит по минимальным ставкам. В том числе благодаря этому мы не ощутили спада кредитования в летние месяцы: в начале августа было небольшое снижение, но сейчас объем продаж в кредит находится на плановом уровне».
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов также отмечает, что в текущей ситуации потребители покупают машины в кредит в основном либо по госпрограмме, либо по спецпрограммам аффилированных с автопроизводителями банков.
«Средняя процентная ставка по обычному автокредиту сегодня достаточно высокая и составляет около 20% годовых,
— рассказал «Газете.Ru» Беспалов. — Несмотря на то что ЦБ уже несколько раз снижал ключевую ставку, банки все равно не могут сделать автокредиты более доступными для населения — их риски до сих пор слишком высоки».
Эксперт уверен, что государственные программы поддержки авторынка не смогут переломить негативный тренд падения продаж новых машин. «Даже сейчас, осенью, когда авторынок традиционно оживает, сезонное улучшение продаж если и будет, то совсем небольшим, — считает аналитик. — С учетом происходящей девальвации покупательная способность населения сильно ограничена».
«Отложенного спроса уже действительно нет, — соглашается с ним управляющий партнер EURussia Иван Бончев. — Предпосылок для восстановления рынка — тоже. Тем более производители уже начали поднимать цены. И это подорожание еще не отражает последний этап падения рубля. Таким образом, новые машины будут и дальше постепенно дорожать».
Собеседник также отметил, что нормальные ставки по кредитам появятся только с восстановлением экономики.
«Банки, за исключением аффилированных с производителями, не будут снижать ставки, — пояснил он «Газете.Ru». — А с ростом просрочек по автокредитам условия для их получения будут только ужесточаться».