С 8 августа 2015 года эвакуировать автомобили, припаркованные в зоне действия знаков «Стоянка запрещена» или «Остановка запрещена», согласно принятым недавно поправкам в КоАП РФ, местные власти смогут, только если эти знаки применены вместе с табличкой 8.24 («Работает эвакуатор»). Эта норма была введена с той целью, чтобы автомобили эвакуировались исключительно из тех мест, где они реально мешают движению других транспортных средств.
Как стало известно «Газете.Ru», в Госдуме обратили внимание на то, что критерии стандартов по применению запрещающих знаков и предупреждающих табличек на сегодняшний день нельзя назвать исчерпывающими. Иными словами, власти могут устанавливать запрещающие парковку знаки вместе с табличками 8.24 и задерживать транспортные средства на любом участке улично-дорожной сети вне зависимости от того, насколько это эффективно, безопасно и необходимо.
Поэтому в Госдуме считают, что в соответствующем ГОСТе необходимо прописать более точный перечень случаев, когда запрещающие знаки могут применяться вместе с табличкой «Работает эвакуатор».
С просьбой проработать и внести изменения в ГОСТ первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков обратился к руководителю Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексею Абрамову (копия письма есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Копия обращения также направлена главе ГИБДД России Виктору Нилову.
«В настоящее время на федеральном уровне нет четких и исчерпывающих критериев установки запрещающих знаков и табличек, что приводит к сложившейся в ряде регионов практике чрезмерного использования указанного способа запрета остановки и стоянки и последующей эвакуации некоторыми из собственников дорог, в том числе с целью пополнения бюджетов за счет задержания транспортных средств», — содержится в тексте письма.
«В ГОСТе установлено, что табличка может применяться со знаками запрета стоянки и остановки, в том числе по четным и нечетным числам. Однако конкретного перечня случаев, когда она может применяться, нет. Критерии должны быть доработаны специалистами с точки зрения основ безопасности дорожного движения и здравого смысла, — рассказал «Газете.Ru» Вячеслав Лысаков. — На мой взгляд, здесь речь должна идти о тех нарушениях, которые прописаны в ПДД, но не обозначены дорожными знаками: запрет на остановку на трамвайно-троллейбусных путях, остановках общественного транспорта, на тротуарах, на пешеходных переходах и в пяти метрах от них, на перекрестках и в пяти метрах от них, в тоннелях, на мостах и так далее. Ну и обязательно эвакуировать надо, когда между припаркованным автомобилем и сплошной разделительной линией либо противоположной стороной проезжей части остается менее трех метров. В этих случаях машины не только мешают, но и угрожают».
По словам парламентария, работа в этом направлении будет продолжаться. «Мы будем работать над уточнением критериев не только применения табличек, но и самих знаков запрета остановки и стоянки, — отметил он. — Это крайне важно, потому что у нас непонятно почему и сами знаки ставят. Никто ведь ничего не обосновывает абсолютно. Здесь тоже нужна прозрачность».
Как отмечает депутат, это далеко не единственная доработка, которая требуется после принятых недавно изменений в федеральное законодательство, регулирующее процесс эвакуации.
«Так, необходимо внести изменения в ПДД, касающиеся в том числе парковки автомобилей инвалидов, — поясняет Лысаков. — Действующие правила разрешают им парковаться в зоне действия запрещающих знаков. При этом автомобиль может и не иметь специального опознавательного знака «Инвалид». Соответственно, в ПДД необходимо уточнить, что на автомобиле должна быть наклейка «Инвалид». Просьба инициировать внесение необходимых изменений в ПДД была направлена премьер-министру России Дмитрию Медведеву».
Член общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин считает, что разработать адекватные критерии применения запрещающих знаков и табличек «Работает эвакуатор» будет непросто. «С одной стороны, надо понимать, что эвакуация носит в первую очередь коммерческий характер, поэтому власти будут делать все возможное, чтобы их как можно меньше ограничивали в возможности запрещать стоянку и эвакуировать автомобили, — рассказал «Газете.Ru» Травин. — С другой стороны, действительно сложно представить себе такие критерии.
Чиновники делают только умозрительные заключения по поводу эффекта от эвакуации, не представляя никаких цифр. Поэтому неизвестно, помогает ли такая мера борьбы с нарушителями, и если да, то в каких местах и на каких улицах».
По мнению собеседника, с введением новых ограничений автомобилистам стоит быть готовым к волне случаев ошибочной эвакуации. «До этого машины уже эвакуировали из дворов, из мест, где нет запрещающих знаков, — напомнил Травин. — Автовладельцев заставляли оспаривать незаконную эвакуацию в суде, на что шли немногие. И с введенными сейчас ограничениями будет то же самое».
В Департаменте транспорта Москвы «Газете.Ru» рассказали, что пока не намерены устанавливать таблички 8.24 повсеместно. Так, ЦОДД планирует установить около 6 тыс. табличек «Работает эвакуатор» к осени текущего года.
Также власти закупят еще 6 тыс. табличек, которые будут храниться на складе в качестве запаса. Дополнительные места их установки могут быть определены, как это принято у нынешних московских чиновников, под загадочной формулировкой — «по просьбам горожан». То есть появиться такая табличка может где угодно.
При этом на улицах Москвы сегодня установлено около 30 тыс. дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств. Соответственно, каждый пятый из них будет оснащен табличкой 8.24. Во всех остальных местах, где установлены запрещающие знаки, за парковку будут просто штрафовать на 3 тыс. руб. Кроме того, так же, как и сейчас, автомобили смогут эвакуировать с тротуаров по решению инспектора ГИБДД — предупреждающая табличка в этом случае не требуется.
«Они будут установлены только в самых необходимых местах, — пояснили «Газете.Ru» в дептрансе. — Нам поступили запросы от различных организаций (ГИБДД, Мосгортранс, ГКУ «Администратор московского парковочного пространства») с предложениями мест, где необходимо установить таблички «Работает эвакуатор». Например, были предложены выделенные полосы для движения общественного транспорта, вылетные магистрали (места, где несанкционированная парковка создает помехи при движения транспорта), места значительного притяжения граждан (ТЦ, учреждения культурной сферы, спортивные объекты, ТПУ, вокзалы, железнодорожные станции, станции метрополитена)».
Сколько табличек «Работает эвакуатор» находится на столичной улично-дорожной сети на сегодняшний день, в ведомстве пояснить затруднились.