Инцидент произошел 1 мая, когда 52-летний политик пытался выехать с придомовой территории на улице Суханова, но путь ему преградило полицейское оцепление — по дороге, которую собирался пересечь Хачатрян, шла колонна демонстрантов.
Народный избранник и медиамагнат (ему принадлежит местный еженедельник, несколько радиостанций и телеканал) сразу же принялся угрожать полицейским серьезными неприятностями и, несмотря ни на что, пытался продвинуться вперед.
Весь инцидент был заснят на камеры мобильных телефонов — видеозаписи, предусмотрительно сделанные в том числе самими полицейскими, не оставляют сомнений в неадекватности поведения политика. На одной из них депутат сначала останавливается при выезде из двора перед оцеплением, но затем начинает медленно двигаться, заодно снимая диалог с инспектором ГИБДД на свой золотистый iPhone. В этот момент Хачатрян не обращает внимания на крики полицейских, которые требуют остановиться и даже бьют по капоту машины.
На другой записи, сделанной тем самым инспектором, видно, как он подходит к водителю и вежливо просит его прекратить движение и перестать давить сотрудников.
«Я умираю, уходите отсюда, — грубо ответил парламентарий полицейскому, щедро снабдив свою речь ненормативной лексикой. — Я умираю».
Правоохранитель робко отмечает, что вокруг много детей, и просит водителя не ругаться, на что Хачатрян снова бросает ему короткую нецензурную фразу и требует дать сотовый телефон полицейского, продолжая обращаться к нему исключительно на «ты».
Поинтересовавшись у инспектора, понимает ли он все последствия действий полицейских, Хачатрян требует объяснить, на каких основаниях это произошло. Аргументы о проведении демонстрации на него не действуют, как не действуют и призывы не совершать противоправных действий в отношении сотрудников полиции.
Тогда инспектор возвращается к остальным полицейским и кладет какой-то предмет под переднее колесо внедорожника, что, по всей видимости, должно было помешать ему двигаться. В этот же момент он просил коллег не обсуждать депутатский статус нарушителя, ссылаясь на ведущуюся видеозапись.
В конце видеозаписи все тот же инспектор предлагает коллегам: «Давайте сейчас его пропустим, вот колонна прошла…» Смог ли депутат проехать по перекрытой улице или нет — неизвестно.
При этом полицейские все это время проявляют удивительную толерантность к нарушителю, даже не пытаясь хотя бы открыть водительскую дверь и вытащить его из салона.
Хотя при похожих правонарушениях рядовых водителей те быстро оказываются в камере для задержанных.
По данным местных СМИ, в тот день Хачатрян срочно спешил к лечащему врачу на процедуры. При этом воспользоваться услугами вызванной для него скорой помощью он не захотел. Почему политик не оставил машину и не поймал такси, что значительно ускорило бы его визит к доктору, также осталось непонятным.
Впрочем, даже после окончания инцидента в местном МВД вновь проявили труднообъяснимую сдержанность в описании инцидента.
«…Сотрудники полиции пресекли попытку водителя внедорожника проехать через оцепление, выставленное для охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан во время прохождения пешей колонны демонстрантов. В колонне находились как взрослые участники демонстрации, так и дети. Полицейские не допустили выезда автомашины на дорогу (на этот период времени она была закрыта для автомобильного движения, о чем автомобилисты уведомлялись заблаговременно через СМИ. Автовладельцам предлагалось продумать альтернативные пути проезда). В результате инцидента участники шествия не пострадали», — заявили в МВД.
В МВД усмотрели, что Хачатрян (официально фамилия нарушителя ведомством не называется. — «Газета.Ru»), помимо прочего, также нарушил ПДД и подлежит привлечению к административной ответственности.
«По фактам публичного оскорбления представителей власти и применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им его должностных обязанностей проведена проверка. Материалы переданы в Следственный комитет для принятия процессуального решения», — резюмировали в МВД.
Почему полицейские даже не попытались задержать неадекватного депутата и проверяли ли они его на наличие алкоголя и наркотиков в крови, в ведомстве не уточнили.
В свою очередь, в управлении СК РФ по Приморью сообщили лишь, что по материалам МВД проходит доследственная проверка. Конкретные статьи в СК не указали, но, судя по формулировке, речь идет о ст. 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти») и ст. 318 («Применение насилия в отношении представителя власти»).
По данным vl.ru, сразу после инцидента депутат срочно вылетел на лечение в Южную Корею — якобы он серьезно болен и нуждается в постоянном лечении. В Россию он вернулся 5 мая, и в тот же день у него произошел приступ и начались сильные судороги.
Бизнесмен был госпитализирован и сейчас находится в реанимации. Врачи не исключают, что состояние здоровья Хачатряна ухудшилось из-за общественного резонанса вокруг его поступка.
Коллеги Хачатряна по фракции осудили его поведение.
В свою очередь, секретарь Приморского регионального отделения «Единой России» Людмила Талабаева заявила, что также считает неприемлемыми действия Хачатряна.
«Что бы ни случилось, какое бы состояние здоровья ни было, в первую очередь нужно уважать людей. И то, что ведет себя так депутат, которого избрал народ, очень и очень некрасиво», — цитирует НТВ слова главы регионального отделения «Единой России» Людмилы Талабаевой.
По ее словам, Хачатрян, являясь членом фракции «Единой России» заксобрания края, из-за болезни уже долгое время не участвует в работе парламента.
«Мы надеемся, что он принесет извинения сотрудникам полиции, участникам демонстрации и объяснит все своим коллегам-депутатам», — отметила она.
«Ситуация некрасивая. Это наш коллега, наш товарищ, член нашего комитета. Но мне бы не хотелось делать выводы о человеке по одной ситуации. Он серьезно болен. И тем не менее случившееся сложно назвать адекватным. В такой ситуации, я считаю, не нужно подвергать опасности ни себя, ни остальных жителей. Надеюсь, Артуш Арамаисович сам примет решение, какие ему нужно принять меры и делать ли публичное заявление. Это его право», — заявил глава комитета заксобрания по соцполитике и защите прав граждан Игорь Чемерис.
Между тем даже если против Хачатряна все-таки возбудят уголовное дело, то до суда оно дойти не должно. С большой долей вероятности политику смогут вменить только ч. 1 ст. 318 УК РФ, где идет речь о насилии, не опасном для жизни и здоровья. В данном случае за это ему может грозить лишение свободы на срок до пяти лет.
Согласно принятой недавно амнистии в честь 70-летия Победы, избежать наказания смогут все обвиняемые в преступлениях, максимальный срок по которым не превышает как раз пять лет. Таким образом, даже если в отношении депутата все-таки возбудят дело, следователи вскоре будут вынуждены его закрыть, даже не направив в суд.