Доля продаваемых через дилерские центры автомобилей с пробегом не старше семи лет может вырасти в текущем году до 25% всех сделок на вторичном авторынке. При этом весь рынок подержанных авто сократится по итогам 2015 года на 20%. Такой прогноз дает в своем исследовании аналитическое агентство «Автостат».
По данным аналитиков, доля проданных через дилерские центры подержанных автомобилей на российском рынке росла последние несколько лет и продолжит увеличиваться в будущем. Так, в 2012 году объем дилерских продаж подержанных автомобилей в России составил 300 тыс. единиц — 5,5% всех сделок на вторичном рынке. Продажи выросли до 350 тыс. единиц в 2013 году и составили уже 6,1% объема вторичного рынка. В прошлом году через дилерские центры было реализовано уже 400 тыс. автомобилей с пробегом, что составило 6,6% всего объема рынка подержанных автомобилей в России.
При этом эксперты отмечают, что большинство дилеров предпочитают работать с автомобилями возрастом не старше семи лет. И если рассматривать долю дилерских продаж именно в этом целевом сегменте, с 13% в 2012 году она увеличилась до 17,4% по итогам 2014 года.
В текущем году объем продаж машин с пробегом через дилерские центры может оказаться на уровне прошлого года и составить 400 тыс. единиц.
Однако с учетом того, что объем вторичного рынка сократится, доля дилерских продаж вырастет с 6,6 до 8,2%. Если же рассматривать только целевой сегмент вторичного рынка, то на долю дилеров в 2015 году придется уже 25% общего количества сделок по автомобилям, выпущенным менее семи лет назад.
Стоит отметить, что продажи в целевом сегменте росли вместе с авторынком начиная с 2009 года, увеличиваясь ежегодно примерно на четверть. Темп роста замедлился в 2013 году, когда объем этого сегмента увеличился только на 2,4% (2,4 млн машин). В прошлом году и вовсе было зафиксировано снижение на 2,8% (2,3 млн машин), при том что объем вторичного рынка вырос в целом на 6,1%.
Согласно прогнозам аналитиков, по результатам 2015 года количество сделок с автомобилями старше семи лет сократится также сильнее рынка — на 30%, до 1,6 млн машин, в то время как общий объем сделок по авто с пробегом снизится на 20%, до 4,9 млн автомобилей против 6,1 млн в 2014-м.
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отмечает, что существенное сокращение продаж автомобилей, выпущенных менее семи лет назад, объясняется кризисом в экономике. «Многие россияне не решаются в текущей экономической ситуации в стране и с учетом роста цен на новые машины менять пока еще не очень старый автомобиль на новый», — рассказал «Газете.Ru» Удалов.
Также стоить отметить, что в среду в рамках Третьей конвенции российских автодилеров представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили о намерении обратиться к государству с рядом инициатив, направленных на создание в России более прозрачного вторичного авторынка и увеличение доли дилерских продаж.
Так, представители ассоциации хотят предложить чиновникам разработать закон, предусматривающий уголовную ответственность за скручивание пробега, а также убедить государство профинансировать разработку программы по созданию единой базы, в которой будет отражаться вся история автомобиля. Такие инструменты, по мнению представителей РОАД, привлекут к дилерам тех потребителей, которые покупают сегодня подержанные автомобили с рук.
Еще одна инициатива ассоциации заключается в запрете для граждан продавать более двух машин в год — так дилеры будут бороться с недобросовестными перекупщиками.
Как отмечает Удалов, создание такой базы действительно может сделать вторичный рынок прозрачным и привлечь потребителей в дилерские центры. «Не исключено, что более прозрачным станет и ценообразование на вторичном авторынке», — считает собеседник.
Что касается предложения запретить частным лицам на законодательном уровне продавать более двух автомобилей в год, по словам собеседника, такое решение проблемы нельзя назвать рыночным инструментом. «Это излишняя и не совсем правильная мера. Если будет прозрачный рынок, то бороться таким образом с перекупщиками не будет необходимости», — пояснил Удалов.
Гендиректор компании «Подбор Авто» Денис Еременко считает, что потребители с легкостью найдут лазейки в законе, запрещающем гражданам продажу определенного количества машин в год.
«Ограничивать автовладельцев в их праве распоряжаться имуществом — абсурдно и противоречит Конституции РФ, —
заявил «Газете.Ru» Еременко. — В то же время другие предложения ассоциации действительно могут помочь улучшить как в целом рынок подержанных автомобилей, так и положение дилеров на нем. Такие базы с историей давно существуют за рубежом, равно как и уголовная ответственность за махинации с пробегом, эти меры доказали свою эффективность влияния на рынок.
Но в российских реалиях нельзя исключать, что доступ к таким данным получат не только дилеры и компании, работающие на вторичном авторынке, но и нелегальные организации и недобросовестные перекупщики. Это обстоятельство может снизить эффективность существования такого инструмента».
Эксперт также отметил, что достичь прозрачного ценообразования на вторичном рынке можно за счет создания ежегодных каталогов, с помощью которых дилеры будут определять рыночную стоимость моделей и их комплектаций. «Такие каталоги также существуют в Европе и США. Их составлением занимаются независимые аналитические агентства», — пояснил Еременко.