В понедельник глава правительства РФ Дмитрий Медведев в Горках провел совещание, направленное на устойчивое развитие российского автопрома. Во вступительном слове премьер-министр отметил, что уже знаком с предложениями основного докладчика – главы Минпромторга Дениса Мантурова и поддерживает их, но считает, что дополнительное обсуждение предлагаемых мер не помешает.
«Минпромторг подготовил предложение по дополнительной поддержке отрасли на общую сумму приблизительно 25 млрд руб.,
— заявил Медведев. — Эти идеи мною как председателем правительства в целом поддержаны. В первую очередь они касаются субсидирования процентных ставок по автокредитам, снижения стоимости лизинга. Также предлагается провести дополнительную закупку грузового транспорта, коммерческого транспорта, специальной техники нашими федеральными структурами. Ну и, конечно, деньги должны выделяться только на покупку техники, которая собрана на территории нашей страны, – это очевидно».
В последовавшем докладе Мантурова действительно не было ничего нового – все озвученные меры поддержки в той или иной форме ранее уже звучали. Однако министру уже во время общения с журналистами своими туманными речами все же удалось внести некоторую интригу.
Говоря о программе льготного автокредитования, которая должна заработать уже 1 апреля, Мантуров озвучил лимит, в который нужно будет уложиться участникам программы, — 700 тыс. руб. Во всяком случае, именно так его поняли присутствовавшие журналисты.
«Естественно, это не предполагается для стимулирования покупки дорогого сегмента. Поскольку у нас уже есть опыт по поддержке спроса, — это порядка будет 700 тыс. руб. за автомобиль», — заявил он на вопрос о предельном лимите цены автомобилей, которые подпадут под программу.
И тут же добавил, что могут быть какие-то корректировки, «но средняя цена именно такая».
При этом всего несколько дней назад министерство подготовило проект постановления, в котором максимальный лимит зафиксирован на отметке 1 млн руб. Скорее всего, Мантуров и имел ввиду именно это, однако выразился министр не слишком удачно.
По его словам, льготные кредиты будут доступны как для физических лиц, так и для предприятий. «Причем мы специально не ограничиваем категории автомобилей. Это могут быть и легковые (и при этом легкокоммерческие), и грузовые автомобили, и автобусы, в зависимости от того, кто является приобретателем и в каком направлении это будет использоваться, — докладывал министр журналистам. — Дополнительно выделяются средства на закупку муниципальными образованиями в части трамваев и троллейбусов – это около 600 млн руб. И серьезная сумма, почти 11 млрд руб., выделена на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти».
Мантуров признал, что уже действующая госпрограмма утилизации старых автомобилей, или, как ее называют сами чиновники, обновления автопарка, пока не оправдывает надежд – автомобилей с ее помощью покупается меньше, чем было запланировано. С ее помощью в обмен на старую машину можно получить скидку при покупке нового автомобиля.
«На сегодняшний день продано по этой программе порядка 38 тыс. автомобилей, а всего должно быть реализовано около 100 тыс. автомобилей, для того чтобы исполнить те параметры в 10 млрд, на которые мы рассчитывали выйти», — пояснил Мантуров. Он рассказал, что дополнительно к ранее выделенным 10 млрд добавят еще пять.
«5 млрд будут на тех же самых условиях. И эти средства будут в резерве после того, как будут выбраны 10 млрд по первому траншу», — добавил чиновник. Министр отметил, что каких-то особых льгот для флагмана отечественного автопрома ОАО «АвтоВАЗ» не предусмотрено.
«Зачем? Дело в том, что какого-то серьезного сокращения не предполагается на «АвтоВАЗе». Все сокращения прошли в 2008–2009–2010 годах», — отметил он. По словам Мантурова, если в те годы цифра работающих на предприятии составляла 110 тыс. человек, то сегодня около 50 тыс. человек, «зажиматься уже некуда». А так как рабочих массово сокращать не планируется, то и дополнительных мер поддержки завод не требует.
«Предлагаемые меры не заставят россиян покупать машины»
Как отмечает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко, параметры программы льготного кредитования до сих пор не утверждены, поскольку не определен четко механизм субсидирования государством банковской ставки.
«Кроме того, не утверждена пока и предельная сумма, за которую можно будет купить машину по льготному кредиту, — рассказал «Газете.Ru» Петренко. — Не исключено, что прописанная в проекте постановления сумма в миллион рублей может в результате быть увеличена до 1,2 млн. Это логично, учитывая тот факт, что средняя стоимость автомобиля российского производства сегодня выросла почти до миллиона рублей. Но чтобы охватить всю гамму собирающихся и производящихся в стране машин, есть смысл поднять ценовую планку».
Что касается других мер поддержки автопрома, которые могло бы рассмотреть государство, то, как отмечает Петренко, ту же программу утилизации можно вводить не на какие-то периоды, а на постоянной основе.
«Будучи уверенными в том, что программа утилизации не прекратится, производители и дилеры могли бы строить свои маркетинговые программы с учетом замены автомобилей их клиентов на новые. Но это уже более продвинутый рынок», — пояснил собеседник.
По мнению гендиректора агентства «Автостат» Сергея Целикова, спрос на приобретение автомобилей по госпрограммам из-за серьезного роста цен уже не будет таким высоким, как в период прошлого ее действия.
«И обозначенной цифры падения авторынка по итогам года — 24% — достичь едва ли удастся, даже с учетом эффекта от государственной поддержки, — рассказал «Газете.Ru» Целиков. — Скорее всего, авторынок упадет в этом году на 30–35%. Но без государственных стимулирующих программ сокращение авторынка могло бы превысить и 50%.
По мнению собеседника, государству следует изучить предложение РОАД разрешить использовать материнский капитал на покупку новой машины. «Как и любая другая мера стимулирования потребительского спроса, положительно скажется на объемах продаж», — говорит Целиков.
«Все эти меры должны в совокупности сдемпфировать снижение, во-первых, рынка и, соответственно, снижение объемов производства. Если не принимать никаких мер поддержки, то рынок упадет на 50%.
Если учитывать те меры поддержки, которые уже были запущены в начале года, плюс те, по которым решения приняты сегодня, рынок снизится по отношению к 2014 году примерно на 24%», — отметил Мантуров.
Директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков считает, что запущенная с сентября 2014 года программа обновления автопарка не станет столь эффективной в текущей ситуации.
«Рынок ждал больше программу льготного кредитования, чем утилизации, — сказал Ермаков «Газете.Ru». — При этом выделенной на нее суммы в размере 1,5 млрд руб. может не хватить до конца года».
По словам эксперта, с учетом нынешних ставок на приобретение новых автомобилей, а они сейчас на уровне 18–20%, средние ставки по госпрограмме могут составить 13–14%. Что при нынешних реалиях достаточно хорошая ставка по программе автокредитования.
Директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин считает, что купленный недорого автомобиль еще не означает возможности недорого его обслуживать.
«Поэтому дальновидный гражданин вряд ли в ближайшие два года рассматривает приобретение своего первого автомобиля или замену старого на новый по госпрограмме, — сказал Лепешкин «Газете.Ru». — Поэтому ближайшие два года нас ждет сокращение расходов и экономия. При этом можно говорить, что программа направлена на поддержку отечественного автопроизводителя, который и далее будет увеличивать неэффективность из-за поступающих бюджетных денег».
По оценке эксперта, в случае если банкам будет компенсироваться 2/3 ключевой ставки ЦБ, то кредиты на такие автомобили будут выдаваться по ставке все равно не ниже 15% годовых, чтобы хотя бы отбить инфляцию.