— В профессиональной среде появились слухи о том, что одна из японских автокомпаний рассматривает возможность закрытия российского офиса. Слышали ли вы о чем-то таком и насколько данные слухи относятся к Honda и Acura?
— Касательно нашего бизнеса по брендам Honda и Acura данные слухи не имеют ничего общего с действительностью. Если судить по итогам минувшего года, то мы выполнили все цели как по плану продаж, так и по финансовым результатам работы компании. Кроме того, по результатам 2014 года мы не только не закрыли ни одного дилера, а наоборот — развили нашу сеть. Также стоит учитывать, что на сегодняшний день в России эксплуатируется свыше 700 тыс. автомобилей Honda и Acura. Прибавьте к этому наши планы по запуску обновлений наших ключевых моделей Honda CR-V и Honda Pilot, а также успешный старт бизнеса Acura — все сразу встанет на свои места.
Но это совершенно не означает, что год будет легким для индустрии и для нас в частности. Как мы уже доносили до общественности,
вследствие снижения покупательской способности, роста цен и ставок по кредиту 2015 год станет самым тяжелым за всю историю современной автомобильной индустрии в России, по нашим оценкам, в 2015 году рынок не поднимется выше отметки в 1,5 млн автомобилей.
То есть мы не носим розовые очки, но и не намерены сдавать позиции. Если все макроэкономические показатели останутся на текущем уровне, мы знаем, как на это реагировать и что делать с позиции развития бизнеса.
— Из-за ослабления рубля все автокомпании вынуждены поднимать цены. Особенно тяжело приходится тем, кто не имеет своего производства в России. В связи с этим стоит ли ждать дальнейшего роста цен на автомобили Honda и Acura и насколько резко это может произойти?
— Я не совсем согласен с тезисом, что производителям, у которых есть местное производство, нужно меньше поднимать цены, ведь при падении рынка из-за больших постоянных затрат они будут нести большие расходы на единицу продукции. Нельзя забывать, что чем больше у компании активов в рублях, тем хуже оказывается ее результат в пересчете на валюту, в которой отчитывается тот или иной производитель, что тоже оказывает влияние на ее стратегию внутри страны. Но в любом случае скорее вопрос здесь больше не в экономике, а, как часто у нас бывает, в политике. Многое зависит от стратегии самого бренда и от размера поддержки со стороны государства.
Конечно, было бы очень здорово, чтобы у Honda был завод в России, компания по праву считается лидером по качеству и эффективности своих производственных технологий, но в текущей ситуации об этом пока приходится только мечтать.
Однако, несмотря на серьезное давление валютного курса, мы сделаем максимум возможного, чтобы наши новые продукты были конкурентоспособными.
— В итоге — когда и на сколько запланировано следующее повышение цен?
— Мы следим за экономической и политической ситуацией онлайн. Именно таким образом были скорректированы наши цены в декабре, но четкого графика роста цен у нас нет, мы стараемся действовать по ситуации.
Разумеется, при выводе новых автомобилей цены будут скорректированы. Сейчас точные цифры я огласить не могу, они станут известны ближе к старту продаж.
— В вопросе ценообразования вы ориентируетесь сегодня на ценовую политику конкурентов? Ведь если раньше модели Honda стоили примерно столько же, сколько аналогичные машины у конкурентов, то сегодня цены существенно разнятся, и не всегда в вашу пользу.
— Хороший вопрос, и здесь я тоже, возможно, отклонюсь от привычных стереотипов. Да, конечно, чем дешевле автомобиль, тем лучше, но еще лучше, когда автомобиль не теряет своей цены.
Чем меньше теряет автомобиль в цене, тем он лучше.
Это совершенно новый подход к покупке автомобиля, но большинство наших клиентов ценят именно это. Как показывают исследования «Автостата», автомобили Honda — лучшие по уровню удовлетворенности среди массовых автомобилей, а модель CR-V теряет меньше всего в цене в классе аналогичных кроссоверов. Аналогичные результаты вы можете увидеть на других рынках, благодаря своей надежности Honda — лидер по сохранению стоимости. Поэтому наша задача — сохранить лидирующие позиции в этой области и сделать все возможное, чтобы облегчить клиенту покупку наших автомобилей.
— Ваши коллеги из Subaru, предвидя сложный год и спад продаж, планируют в этом году развивать качество обслуживания клиентов в автосалонах и сервисное обслуживание. Ожидается ли у Honda нечто подобное? Каковы в целом приоритеты российского офиса Honda в этом году?
— Однозначно, мало того, мы не только планируем, мы уже делаем, так как, еще раз, кризис начался не сегодня — он начался два года назад, и мы к этому готовились. Все это время мы работали над усилением наших стандартов, контроля за дилерами, их мотивацией, развитием новых программ. Когда многие производители сокращали свою сеть, нам удалось ее даже увеличить и, что более важно, улучшить ее качество и развернуть в сторону потребителя. Конечно, у нас есть куда расти, и мы делаем все возможное, чтобы из текущего кризиса мы вышли еще более сильными.
— В кризис обычно растут продажи премиальных марок. Планируете ли вы в связи с этим как-то менять стратегию по продвижению Acura?
— Мы считаем, что стратегия, которую мы выбрали для Acura, правильная, ведь она рождалась, когда кризис только зарождался, и мы это учитывали. Главная суть Acura — это автомобили класса премиум с отменным балансом комфорта и динамических качеств, высочайшей надежности и, что немало важно, с оптимальным соотношением цены и качества. Если говорить о тактике, то, конечно, мы будем делать все возможное для сохранения доступности нашего предложения — постараемся обеспечить адекватные ставки по кредитованию, создать особые условия по трейд-ин. Например, сейчас действует программа, когда клиент может сэкономить до 160 000 рублей.
— Как вы в целом оцениваете успехи бренда Acura в России? Не предвидится ли в будущем снижения спроса из-за того, что машины производятся в США и наиболее уязвимы с точки зрения роста цен?
— За прошедший год нам удалось сделать многое: мы запустили дилерскую сеть, вывели на рынок три модели, а самое главное, нам удалось достичь позитивного восприятия бренда со стороны потребителя — за прошедший год нам удалось привлечь более 1100 клиентов. Касательно цен мы, конечно, находимся под серьезным давлением, но, несмотря на это, мы постараемся сохранить привлекательное позиционирование наших продуктов. Относительно конкурентов наша цель останется неизменной — быть самым привлекательным премиальным брендом по соотношению цены и качества, и пока у нас это получается.
— В прошлом году появилась информация, что модель Honda Crosstour снимается с производства. Пользовалась ли эта модель популярностью на нашем рынке и когда она может исчезнуть из автосалонов?
— Crosstour — это очень интересный автомобиль, с уникальным сочетанием стильного кузова, который оказался очень интересен владельцам седанов, высокого дорожного просвета и полного привода. Так как по-своему ему практически нет аналогов, автомобиль нашел устойчивый спрос, особенно после запуска более доступной версии с двигателем 2,4 литра. Всего нам удалось реализовать 2300 автомобилей. К сожалению, этот год последний, когда наши покупатели смогут приобрести этот автомобиль, но те, кому модель приглянулась, еще могут успеть — в салонах официальных дилеров остались последние Crosstour.
— Какие новые модели планируете привезти в Россию в этом году?
— Этот год будет годом обновления наших ключевых моделей. В первом полугодии стартует бестселлер Honda CR-V. Обновление можно сравнить с новым поколением, будут новые двигатели, намного больше технологичного оборудования, серьезным изменениям подвергнется внешний вид.
Во второй половине года на наш рынок наконец-то придет новый Honda Pilot.
На неделе состоялась его официальная премьера на автосалоне в Чикаго. Этот автомобиль сохранил все достоинства предшественника — супервместительный 8-салон, отличная динамика и высокий уровень комфорта, — но дополняет его новым технологическим содержанием, на автомобиле будет светодиодная оптика, интернет-мультимедиа, совершенно новый стильный дизайн. Мало того, автомобиль был очень глубоко адаптирован для наших условий и прошел серию испытаний на наших дорогах. Предлагаю чуть подождать — совсем скоро мы раскроем еще больше деталей.