После резкого падения курса рубля столичные автосалоны заполнили покупатели. Из-за ожидаемого роста цен спрос оказался настолько велик, что даже крупные дилеры в середине декабря распродали свои запасы, начав испытывать ощутимый дефицит автомобилей.
Многие автомобилисты ставят машину на учет прямо в автосалоне — продавец избавляет покупателя от визита в регистрационный отдел ГИБДД, взимая за это 5–7 тыс. руб., не считая госпошлины.
Однако большинство новоявленных автовладельцев, стремясь сэкономить, сами отправляются в Госавтоинспекцию. В связи с резким ростом продаж в последние дни в крупнейших МОТОТРЭР Москвы и Подмосковья наблюдаются огромные очереди.
Так, корреспондент «Газеты.Ru» смог поставить новую машину на учет только с третьей попытки.
«В воскресенье рано утром я отправился в МОТОТРЭР №1 ГУ МВД России по г. Москве на Верхней Красносельской улице, — рассказал журналист. — Оно работает с 8 утра. Я приехал к 08.10, еле смог поставить машину. Взять талончик нереально — как в эпоху СССР, там велись письменные списки водителей. Причем очередь — человек 300 — была именно на доступ к самому терминалу, который выдает эти талоны. А уж на какое число он там выдаст, еще было неизвестно. Я вышел оттуда и полез интернет. Есть множество фирм, которые за определенную плату помогают получить талончик на нужное время. Я договорился с одной из таких контор на ближайшее время и поехал в Строгино, в отделение на улице Твардовского. К 10 утра я там был, но представитель фирмы сказал, что помочь ничем не может — даже им не удалось взять талоны на этот день.
По его словам, посредников сумели опередить сами сотрудники ГИБДД. Что они собирались делать с этими талончиками, остается только догадываться.
При этом надо понимать, что в любом отделении выдаются талончики не только по этому адресу, но и по любому другому отделу в Москве, то есть уже рано утром в воскресенье нигде в городе нельзя было поставить машину на учет в этот же день».
Цены на услуги посредников достигают 4–5 тыс. руб.
«Но эту сумму называют уже при звонке, а на сайтах этих фирм указана цена на 1000–1500 меньше. Очевидно, что стоимость возросла совсем недавно, и не исключено, что как раз из-за повышенного спроса», — считает сотрудник редакции.
В конце концов журналист с помощью еще одного посредника смог поставить на учет автомобиль лишь в понедельник. «После получения талона сама процедура заняла всего час, тут все было четко и достаточно быстро», — подытожил корреспондент.
Как рассказали «Газете.Ru» в одной из фирм, предоставляющих услуги по регистрации автомобилей, в основном подобные компании работают в правовом поле. «Конечно, постоянно работая в отделах, какое-то неформальное общение с сотрудниками есть, но тут главное не это.
Мы занимаем очередь с двух часов ночи и держим ее до открытия отдела в восемь утра. Получая нужное количество талонов для наших клиентов, мы отзваниваемся и говорим, когда нужно подъехать, — рассказал предприниматель.
— Естественно, стараемся учитывать пожелания людей по времени подачи документов — кому-то лучше с утра, кому-то вечером».
Судя по отзывам автовладельцев, огромные очереди в последние дни наблюдаются и в одном из самых популярных МОТОТРЭР ГИБДД Москвы по адресу: Перерва, 21. При этом, судя по комментариям пользователей, среди стоящих в очереди много тех, кто ставит на учет машины с пробегом, а также иностранцев — после обвала рубля за автомобилем в Москву устремились многие граждане Белоруссии и Казахстана.
По свидетельствам еще одного журналиста «Газеты.Ru», не менее сложная ситуация с регистрацией сложилась в подмосковных Мытищах. «В начале декабря, еще до обвала курса, я купил машину и в субботу около 12 часов отправился ее регистрировать, — рассказывает он. — Номеров на этот день в электронной очереди уже не было, запись была лишь на вторник. В итоге удалось решить проблему с помощью знакомых и поставить машину в тот же день, но сил и времени пришлось потратить немало. Людей было очень много, и организация всего процесса была крайне слабой. Думаю, сейчас там все еще хуже».
Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин не исключает того, что поток граждан, желающих поставить машину на учет в Москве, мог увеличиться в связи с планами столичного правительства по введению платного въезда в город для автомобилей с немосковскими номерами.
«Жители Подмосковья, а также соседних областей, которые живут и работают в Москве, будут и машины свои регистрировать тут, хотя раньше ставили их на учет по месту жительства, — рассказал «Газете.Ru» Похмелкин. — Некоторое время назад прошла информация о том, что за въезд в Москву могут начать брать плату, и до сих пор власти радикально не опровергали такой сценарий. При этом многие, видимо, считают, что машинам с московской регистрацией будут сделаны какие-то послабления».
Кроме того, собеседник также отметил, что большие очереди в подразделениях ГИБДД могут быть вызваны и тем ажиотажным спросом на новые автомобили, который отмечается в последнее время из-за девальвации рубля. «Гаишники не преминули этим воспользоваться и стали искусственно ограничивать возможность граждан в установленном порядке ставить машины на государственный учет, — считает Похмелкин. — Безусловно, если ГИБДД передает контроль за распределением очередей коммерческим организациям — это незаконно, и можно жаловаться в прокуратуру».
«Ажиотаж в МОТОТРЭР если и вырос, то не слишком сильно, — в свою очередь считает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — У нас каждый год в ноябре-декабре дилеры устраивают распродажи, количество проданных машин резко возрастает и в ГИБДД образуются очереди. Если мы посмотрим статистику продаж в ноябре, то она все равно хуже, чем годом ранее. В декабре ситуация, наверное, будет уже немного другой, обвал рубля и правда подтолкнул спрос, но я не думаю, что речь идет о чем-то небывалом. Хотя необходимость два раза приезжать в ГИБДД — сначала за талончиком, а потом уже на саму регистрацию, — конечно, людей сильно напрягает.
В ГИБДД Москвы в понедельник не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с очередями в городских МОТОТРЭР.